• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Узбекистан – колыбель исламской науки и образования

Время чтения: 5 мин
975

Богатая история исламского образования в Республике Узбекистан насчитывает более двенадцати веков. Еще в IX веке на исторических территориях республики существовала разветвленная сеть медресе. В XV-XIX веках были построены известные мусульманскому миру центры высшего образования: медресе «Мири Араб», «Шердор», «Улугбек», «Тиллакори», «Кукельдаш», «Баракхон».

Однако после установления советской власти в 20-30-х годах ХХ века развернулась мощная антирелигиозная пропаганда. Сотни медресе и мечетей закрылись, не разрешалось паломничество, преследовались не только верующие, но даже сторонники народных обычаев и верований. Но, как и в случае с другими мусульманскими народами Советского Союза, верующие продолжали скрытно молиться, отмечать религиозные праздники и совершать обряды – одним словом, практиковать так называемый «бытовой ислам».

10 фактов о главной жемчужине Востока – Самарканде (ФОТО)

С развалом Советского Союза начались бесконтрольные процессы в духовной жизни общества. Хаотичное строительство мечетей и медресе развернулось практически в каждом населенном пункте Узбекистана, при этом количество культовых сооружений не поддавалось точному учету. Почти при каждой мечети образовались религиозные школы. Постсоветская открытость общества способствовала интенсивному проникновению на территорию Узбекистана различных исламистских организаций и огромного количества исламской литературы.

Важным шагом в деле наведения порядка в религиозной сфере стало проведение государственной регистрации всех религиозных организаций, в том числе конфессиональных учебных заведений. Всего лишь 20 медресе находились в непосредственном ведении Управления мусульман Узбекистана (УМУ), хотя в 1992 году общее количество заведений в республике превышало сотню. Во многих из них вообще отсутствовала учебно-методическая документация, упор был сделан на освоение религиозных дисциплин, занятия проводили недипломированные специалисты, а личные позиции преподавателей и выпускников резко отличались друг от друга.

Государство приложило немало усилий для оказания помощи УМУ в установлении порядка в сфере религиозного образования. В юридическом плане это выразилось в усилении законодательства по регистрации медресе и выдаче лицензий, что обусловило подготовку компетентных религиозных кадров в достаточном количестве. Дипломы об окончании религиозных учебных заведений были приравнены к государственным документам об образовании, что позволило выпускникам активно интегрироваться в жизнь общества. Сегодня эти учебные заведения, где преподаются как исламские, так и светские науки, представляют собой важный элемент системы среднего специального и высшего образования Узбекистана.

Ташкентский исламский институт имени имама Бухари (ТИИ) открылся 1 октября 1971 года. В свое время это было единственное во всем СССР высшее исламское учебное заведение. Сегодня институт располагается на территории архитектурного комплекса и духовного памятника Хазрати Имам.

В учебном заведении работает пять кафедр: исламского вероучения и юриспруденции, хадисоведения и истории, языков, социальных наук и кафедра «тахфизул Куръан» (заучивания Корана). В 2018 году на базе ТИИ была основана Международная исламская академия Узбекистана. Обширный перечень задач академии направлен на совершенствование религиозно-просветительской деятельности в стране, и во всем мире в целом.

Некоторые действующие средне-специальные исламские учебные заведения представляют собой уникальные архитектурные и исторические памятники – наследие Бухарского ханства. Например, медресе «Кукельдаш» построено в XVI веке под руководством визиря Барак Хана и Дервиш Хана, получившего за свою близость к бухарским правителям прозвище «Кукельдаш» (молочный брат).

Медресе «Мири Араб» в Бухаре предположительно построено шейхом Саидом Абдуллой аль-Ямани на средства бухарского эмира Убайдулла Хана в XVI веке. За глубокие познания в области суфизма местное население прозвало шейха «Мири Араб», что означало «арабский эмир».

Здание является частью архитектурного комплекса Пои-Калян. Выпускниками медресе были известные религиозные и государственные деятели, среди которых Равиль Гайнутдин и Ахмад Кадыров. В 2017 году на территории мемориального комплекса Бахауддина Накшбанди образовано одноименное высшее медресе, первое в стране.

В начале XX века в городе Наманган, силами видного зодчего и мецената Муллы Киргиза, было возведено здание медресе, впоследствии получившее название в честь своего основателя. В 2016 году медресе «Мулла Киргиз» переехало в здание на массиве Оромгох и сменило название на «Хидоя».

Большинство учебных заведений Узбекистана начали работу в конце XX века, вскоре после обретения страной независимости. Медресе «Саййид Мухйиддин Махдум» открылось в 1992 году и является одним из крупнейших в Ферганской долине. Оно носит имя авторитетного знатока исламского права и борца за сохранение религиозных ценностей, который вел активную деятельность в 20-30-е годы XX века.

В 1992 году также открылись медресе «Фахриддин ар-Розий», «Ходжа Бухари» и «Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни». Перечисленные учебные заведения названы в честь великих средневековых ученых и мыслителей, внесших огромный вклад не только в богословие, но и естественные науки.

Международный центр «Имам аль-Бухари», основанный в 2008 году, находится рядом с мемориальным комплексом Имама Бухари в Пайарикском районе Самаркандской области. Центр был образован с целью изучения обширного наследия основоположника науки о хадисах Мухаммада аль-Бухари.

Учреждение осуществляет научные исследования, а также организует курсы по повышению квалификации имамов. Вместе с молодыми учеными Узбекистана повышение квалификации проходят и исследователи из стран СНГ, в частности, из Казахстана, Киргизстана, Таджикистана и Туркменистана.

Медресе Мири Араб в Бухаре: памятник исламской культуры и образования

В ведении УМУ находятся два женских учебных заведения – это «Хадичаи Кубро» в Ташкенте и «Джуйборий Калон» в Бухаре. Основную часть обучающихся в них студенток составляют выпускницы общеобразовательных школ. Основная цель названных учебных заведений – дать студенткам знания и практические навыки по специальности «Религиоведение» с присвоением квалификации «Преподаватель культуры поведения и начального арабского языка».

Главной задачей женских медресе является подготовка специалистов, хорошо знающих историю мировых религий, в особенности ислама. Студентки наряду с религиозными дисциплинами изучают естественные науки, информатику, арабский, русский и английский языки. Кроме того, проходит обучение дополнительным специальностям, таким как швейное дело, кулинария, медицина и другим, что позволяет выпускницам еще более активно участвовать в общественной жизни страны.

Окончившие женские медресе девушки преподают в школах и колледжах историю религий мира, арабский язык, правила поведения, работают советниками комитетов по вопросам религиозно-просветительской работы и нравственного воспитания.

На сегодняшний день религиозная политика в Республике Узбекистан основывается на принципах светского характера государства и веротерпимом и равноправном отношении ко всем религиям. В исламских средних специальных учебных заведениях страны преподается истинная, миролюбивая, толерантная суть ислама. Управление мусульман Узбекистана находится на пути восстановления былой славы Среднеазиатского региона как всемирного теологического центра.

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Социальные комментарии Cackle