Кыргызстан: в поисках собственного пути развития
Киргизстан первым из государств Центральной Азии встал на путь демократических реформ и рыночных преобразований, что обусловило его высокий авторитет и позитивный имидж на международной арене . В первые годы независимости в республике была достигнута макроэкономическая стабилизация, наблюдался рост валового внутреннего продукта. В стране поддерживалось социальное и межнациональное согласие.
В то же время следует отметить, что в последние годы обострились проблемы социального и мировоззренческого характера, которые усугубились системными проявлениями коррупции, поразившей все государственные институты, несправедливым распределением экономических благ и финансовых потоков, недобросовестным использованием иностранной помощи. Вследствие этого мнение международного сообщества о Киргизстане изменилось в негативную сторону.
Ключевым проблемам последних лет, обусловленных нестабильно функционирующей экономикой, масштабной безработицей, деградирующей правовой системой, хроническими проблемами в коммунальном, энергетическом, инфраструктурном секторах и др., неприемлемо длительное время не уделялось должного внимания. Череда трагических событий, охвативших страну весной 2010 г., продемонстрировала правовую уязвимость и неэффективность существующей системы государственного управления. Накопленный конфликтный потенциал дал выход в ходе событий весны 2010 г.
Однако общественно-политические процессы последних лет закрепили негативные тенденции в жизни Киргизстана. Клановость в политике и экономике, порождающая коррупцию, превратила элитные группы в узкокорпоративные сообщества, оторванные от населения страны. Кланово-политические группы республики, сосредоточившись на борьбе за власть и ресурсы, используя общественные настроения и недовольство в качестве инструмента реализации своих целей, практически не были озабочены ни стратегическим планированием, ни проблемами развития экономики страны.
Значительная часть экономически активного населения Киргизстана, как известно, периодически выезжала на заработки, прежде всего в Россию и Казахстан, что частично снимало социальную напряженность. Доля трудовых мигрантов из Киргизстана в отдельные сезоны достигала 45% от трудоспособного населения. Это около 1 млн. человек при населении страны в 5 млн. человек.
Мировой финансово-экономический кризис также сказался на трудовой миграции из Средней Азии в сторону ее сокращения. Массовая безработица, социальная незащищенность и несправедливость, периодический рост цен на коммунальные услуги вкупе с растущим расслоением в киргизском обществе стали стимулами для роста негатвных настроений в стране.
Как отмечалось, особенностью политических процессов в Кыргизстане является регенерация роли и влияния клановых групп на региональной, земляческой, родоплеменной основе, ускорившаяся в период правления К. Бакиева. Как показали события последних лет, ресурсы клановых групп (властные, финансовые, ро- доплеменные, земляческие и т.д.) и борьба за них являются определяющими факторами для реальной политики современного Кыргизстана. Например, один из поверхностных срезов киргизской кланово-политической структуры обусловлен географическим делением на северные (Чу, Талас, Нарын и Иссык-Куль) и южные (Ош, Джалал-Абад и Баткен) кланы и отчасти совпадает с историческим делением киргизских племен на левое (сол-канат) и правое (он-канат) крылья и ичкиликов (внутренние). Крупные и влиятельные племена Севера - сарыбагыш, бугу, солто, кушчу, саяк, саруу, кытай и др. На Юге наиболее многочисленные - ичкилики, крупнейшее племенное объединение отуз-уул, которое делится на влиятельные роды.
Масштабная бедность, безработица, сузившиеся экономические возможности и ограниченные ресурсы у правительства, способствовали еще большей консервации клановой структуры.
Особенностью ситуации стало то, что в конфликтах 2010 г. активное участие приняли криминальные структуры, определенным образом связанные с противоборствующими кланами. Юг Киргизстана, Ош и Джалал-Абад, - прежде всего узловые точки в масштабной контрабандной торговле китайской продукцией и не менее масштабном наркотрафике из Афганистана. Смена власти в апреле спровоцировала новый виток борьбы за контроль над прибыльными сферами торговли, услуг и другими экономическими активами и подтолкнула конкурирующие кланы к переделу собственности.
В связи с вышеизложенным будущее Киргизстана неопределенно. Вихри двух революций продолжают веять над страной. В таких условиях крайне сложно прогнозировать, как будет проходить дальнейшее общественное развитие Киргизской Республики, которая имеет важное геополитическое и геоэкономическое значение как связующий мост между Западом и Востоком, а также между Севером и Югом. По своим политическим и социально- экономическим параметрам Киргизстан продолжает находиться на переходной стадии своего развития, входит в группу развивающихся стран, является страной, не имеющей выхода к морю.
Киргизстан - один из возможных природных полигонов (учебно-тренировочных центров) по изучению состояний человека, техники и сооружений в экстремальных горных условиях. Киргизстан является международным экологическим донором: по источникам чистой питьевой воды, по биоразнообразию, по низкому уровню выбросов парниковых газов. В ледниках запасены 13 годовых стоков воды - этот капитал значительно ценнее богатств рудных полезных ископаемых.
По результатам проведенным некоторыми исследователями свой путь для Киргизской Республики возможен в рамках пяти базовых сценариев, а именно:
1. Многовекторная политика. Существующий на протяжении длительного времени курс. Данный курс наиболее перспективен, поскольку позволяет поддерживать баланс сил в регионе, делая уступки тем или иным силам, при этом четкое отстаивание национальных интересов в долгосрочной перспективе возможно только при грамотном использовании международно-правовых аспектов сотрудничества, однако слабая экономика, незначительные вооруженные силы, малая численность населения предопределяют относительно небольшие возможности проведения действительно независимой внешней и экономической политики. Стратегия многовекторной политики подразумевает движение к сбалансированной и последовательной многовекторной внешней политике государства. В целом это достаточно успешная стратегия для ситуации, когда ни один из ведущих центров мира и региона не чувствует достаточной силы для того, чтобы выйти на позиции безусловного доминирования.
Возникает ситуация определенной субъектности управления в самой стране. Вместе с тем ослабление государственной власти в странах региона, как показывает опыт Киргизстана, может использоваться внешними силами для попыток изменения геополитиче- ской конфигурации региона. Поэтому достаточно успешная стратегия развития страны на основе гибкого курса таит в себе опасность быстрой потери устойчивости из-за ослабления государственного управления, особенно в условиях обострения борьбы внешних сил за влияние в регионе. Возможно, эта стратегия — худшая с точки зрения обеспечения стабильности, поскольку создает ощущение незанятости геополитического пространства у внешних сил и подталкивает их к активным действиям в попытках изменить ситуацию в выгодном для себя ключе. Сложность осуществления данной стратегии - необходимость виртуозного проведения внешней политики, что само по себе сложно для маленькой страны с ограниченными ресурсами.
2. Вхождение в сферу влияния Казахстана или России - растущая политическая и экономическая зависимость от Республики Казахстан (России). В принципе это вариант делегирования полномочий в выборе стратегического пути развития этнически и ментально близкому, но более мощному, прежде всего экономически, государству. В чистом виде этот сценарий также трудно реализуем, поскольку хотя Казахстан (Россия) обладает существенно большими возможностями, нежели Киргизстан, однако другие «глобальные игроки» не заинтересованы в такой зависимости. При реализации данного сценария речь идет фактически о том, что выбор пути развития Киргизстана будет определяться в Астане (Москве) в соответствии с четырьмя другими сценариями.
Стратегия «Вхождение в сферу влияния Казахстана (России)» сопровождается, с одной стороны, потерей части суверенитета, возможностью территориального дробления, но, с другой стороны, повышением уровня жизни большинства населения страны за счет реального экономического роста. Вместе с тем схема фактического делегирования полномочий в выборе стратегического развития пусть более мощному, но все же сопоставимому по своему потенциалу государству не выглядит вполне оправданной.
3. Евроазиатская интеграция - еще один из наиболее приемлемых для Киргизстана сценариев, поскольку в потенциале позволяет Киргизстану наряду с другими государствами Центральной Азии стать системообразующей единицей крупного геополитического объединения, подобно тому как малые государства Европы наращивают свой вес и влияние на международной арене за счет членства в ЕС. Однако возможности Киргизстана в развитии по этому сценарию ограничены относительно медленным прогрессом в строительстве полноценных интеграционных структур ЕЭП и ЕврАзЭС, ШОС.
Единственным козырем Киргизской Республики в данном процессе является ее ключевое положение на перекрестке дорог из Китая в Европу и из России в Азию и Индию. Целью стратегии «Евроазиатская интеграция» станет экономическая и военно-политическая интеграция постсоветского пространства. К 2020 г. может быть сформировано единое экономическое и оборонное пространство России, Беларуси, Армении, Казахстана, Киргизстана и Таджикистана. Для Киргизстана приоритетными областями интеграционного сотрудничества являются:
- создание регионального водно-энергетического консорциума с передачей в его владение ключевых элементов инфраструктуры. В консорциуме каждая из стран региона имеет свою долю. Консорциум позволяет учесть экономические, социальные и экологические эффекты существующей системы водного регулирования и производства энергии. Он предоставляет рациональное основание для выбора режима работы, выгодного для каждой страны. Киргизстан должен получать часть доходов от орошаемого сельского хозяйства Узбекистана и Казахстана и покрывать часть ущерба, вызванного затоплением в нижнем течении Сырда- рьи; в свою очередь, Узбекистан и Казахстан должны получать свою часть доходов от производства энергии на Нарынском каскаде. Конечно, определение количества связанных с этим затрат и выгод — это очень сложная политическая и техническая задача, но тем не менее она может быть решена;
- создание механизмов экономического сотрудничества, включая торговлю, инвестиции, транзит, развитие транспортной инфраструктуры, на основе обязательного соблюдения всех правил и применения санкций за их нарушение. Такие механизмы могли бы базироваться на правилах ВТО;
- сотрудничество в области безопасности, защищающее страны региона от угроз терроризма, экстремизма и организованной преступности;
— евроазиатская интеграция - наиболее привлекательный сценарий как для Киргизской Республики, так и для Российской Федерации, так как высокий уровень внешнеполитической реализации достигается не за счет собственных ограниченных ресурсов, а за счет совокупной мощи Евразийского союза.
4. Вхождение в сферу влияния Китая - весьма вероятный сценарий, учитывая растущую экономическую мощь Китая и его географическую близость. Основная опасность в реализации этого сценария связана с угрозой этнического и культурного растворения. Кроме того, существует риск копирования китайской схемы экстенсивного развития (использование схем промышленного производства, пренебрегающих экологическими нормами и базирующихся на низкооплачиваемом труде), что может привести к утрате конкурентных преимуществ Киргизстана как уникальной биосферной зоны и сохранению или даже нарастанию социальной нестабильности в стране. В чистом виде этот сценарий также трудно реализуем, поскольку другие «глобальные игроки» не заинтересованы в такой зависимости.
5. Евроатлантический выбор — при кажущейся привлекательности вхождения в сферу влияния наиболее экономически развитых государств мира таит значительные угрозы, так как развитие экономически слабых государств в системе открытой либеральной экономики, как правило, закрепляет экономическую периферийность. Кроме того, сухопутное положение Киргизстана усиливает его зависимость от соседей, через территорию которых проходят основные транспортные пути, соединяющие его с внешним миром. Стремление Киргизстана играть роль крупного транзитного узла также реализуемо только на фоне добрососедских отношений с крупными державами региона. В этих условиях построение стратегии развития страны на базе евроатлантической ориентации с точки зрения ключевых геополитических факторов развития Киргизстана представляется недальновидным.
Стратегия «Евроатлантический выбор» бесперспективна для Киргизстана в силу его внутриконтинентального расположения. Радикальный вариант поиска независимости от континентальных соседей на практике означает превращение страны в колонию третьей, удаленной державы. Наиболее яркий пример на пространстве СНГ - Грузия. Однако для Киргизстана этот сценарий еще более сложен для исполнения в силу особенностей его геополитического положения.
По материалам «Внутриполитическое и социально-экономическое развитие Киргизстана», Москва., 2011 г.