• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Проникновение Ислама в трудовые отношения

Время чтения: 3 мин
7721

Проникновение принципов Ислама в нашу жизнь можно начать исследовать с разных позиций. Можно обсуждать проблему выплаты закята и это будет верно. Ведь закят – это один из столпов Ислама и его невыплата ведет человека к ужасному будущему.

Но обязанность человека выплачивать закят зависит от количества богатств, принадлежащих ему. И в современной России значительная доля населения в принципе не относится к тем, на кого возложена обязанность выплачивать закят. Поэтому мы не можем сказать, что это самое массовое требование к экономической жизни мусульман.

Если же говорить о самых массовых экономических отношениях в современной России, в которых могут и должны проявиться исламские принципы - то это, конечно же, трудовые отношения.

Это проблемы отношения человека к труду, выбора им профессии, найма работника на работу, продолжительности рабочего дня, тяжести труда, своевременности выплаты заработной платы, величины оплаты труда, качеств, которые должен проявлять работник на своем рабочем месте, продвижения работника по карьерной лестнице, наказания работника и, наконец, его увольнения или ухода на пенсию.

Можем ли мы проследить за всеми этими процессами и можем ли определить, соответствует ли принципам Ислама поведение каждого из нас, всех тех, кто участвует в трудовых взаимоотношениях или в качестве работника, или в качестве работодателя? Давайте сегодня кратко охарактеризуем позицию Ислама по некоторым из этих вопросов.

Труд в концепции Ислама – нераздельная часть религии, поклонения, что проявляется в хадисе: «По свидетельству Рифаа бин Рафи: «Однажды Пророка (с.г.в.) спросили: «Какое из приобретений является наилучшим?» Он сказал: «То, что человек приобрел трудом рук своих, а также то, что принесла ему добрая торговля». В Коране слово работа (ал-‘амал) упоминается в 360 аятах, его синоним - ал-фи’ал – упоминается еще в 109 аятах. Все эти аяты подчеркивают важность труда.

В Исламе не отдается предпочтения какой-либо определенной специальности или сфере деятельности, в их выборе человек свободен. Как приводится в Коране (62 сура, 10 аят) «А когда завершена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, - может быть, вы будете счастливы!» имеется в виду то, что человек должен стремиться занять себя полезной деятельностью для благоустроенности своей жизни и своей семьи.

В Коране описывается история Марьям (р.а.), матери Пророка ’Иса (г.с.). Однажды у нее не было ни пищи, ни питья. При этом она опиралась на ствол пальмы. Аллах через Ангела сообщил ей: «Потряси ствол пальмы и на тебя она уронит свежие, спелые финики». Толкователи Корана объяснили суть этого аята так, что если Аллах захотел бы, то финики сами упали бы с пальмы, но тут Аллах обучает нас тому, чтобы мы всегда стремились работать и добиваться всего своим трудом.

В первую очередь заработавший средства должен направлять их на снабжение своей семьи, удовлетворение ее потребностей: «По свидетельству Абу Хурайры, который передал слова Пророка (с.г.в.): «Из всех динаров, которые вы расходуете на пути Аллаха, тех динаров, что вы тратите на выкуп раба, тех, что подаете как милостыню бедным, и тех динаров, что вы расходуете на жену и детей, - самыми ценными (перед Аллахом) будут те, что вы тратите на свою семью». Считается, что тот человек, который усердно трудится, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым, более угоден Аллаху, чем тот, кто целые дни посвящает молитве, забывая о нуждах родных ему людей.

Проникли ли исламские ценности в среду современных мусульман России? Есть ли социологические исследования, раскрывающие эти процессы? Есть ли доказательства того, что на общем фоне снижения мотивации к честному труду среди россиян, отношение к труду у мусульман улучшается? Ответы мы постараемся найти в следующих материалах.

Социальные комментарии Cackle