• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Община как лекарство от показного потребления

Время чтения: 5 мин
3153

До нас дошли инструкции нашего дорогого Пророка (с.г.в.) о том, как относиться к показному или демонстративному потреблению, так распространенному в настоящее время.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(За содержание) лошадей один (человек может получить) награду, для другого они (могут стать) защитой, а для третьего — бременем. Что касается того, кто получит (за них) награду, то им является человек, который содержит (лошадей) на пути Аллаха, привязывая их (длинными верёвками) на пастбище (или: на возвышенности), а (количество) добрых дел (, что запишутся такому человеку, будет соответствовать) длине тех верёвок (, за которые он станет привязывать лошадей) на пастбище (или: на возвышенности). Если (верёвки) порвутся и (лошади) перейдут через один или два холма, то (все) их следы и (весь) их навоз (, который они после себя оставят, запишутся их хозяину как) добрые дела, если же они пройдут мимо реки и напьются из неё, это также будет записано ему как добрые дела (, даже если) он и не намеревался поить (их), и за это он получит награду. (Другим) человеком является тот, кто содержит (лошадей), обходясь (тем, что он имеет), воздерживаясь (от обращений с просьбами к другим) и не забывая о правах Аллаха (в связи с этим). Для такого они послужат защитой. (Третьим является такой) человек, который держит лошадей (только) из гордости, (или) напоказ другим, (или) для использования их против мусульман: для такого они станут бременем». …

Итак, те, кто владеет лошадью с целью продемонстрировать свой достаток или от переполняющей его гордости, получит от нее только убыток. Насколько же распространено показное потребление сегодня? Чем это определяется?

К демонстративному потреблению, вроде бы подталкивают человека такие простые вещи, как любовь к этому миру и соперничество в обладании его благами. Но не только это. Значительная часть общества оказывается втянутой в гонку демонстрации своего достатка. Основная масса людей среднего достатка также прилагает сегодня много усилий, чтобы выглядеть внешне как богатые.

Логика показного потребления состоит в поддержании образа платежеспособности за счет расходов – «раз он может себе позволить такое, значит, денег у него много». А в обществе, где положение человека, его репутация и даже самооценка определяются количеством у него денег, это важно.

К атрибутам внешнего вида человека, с помощью которых он демонстрирует то положение, к которому он стремится, относятся одежда, драгоценности, средства передвижения, различные престижные технические средства (часы, мощные компьютеры, ноутбуки, планшетники и т.д.), личная охрана. Автомобиль, как раньше лошадь, для многих людей является не столько средством передвижения, сколько средством завоевания репутации преуспевающего человека. Также степень своего благополучия некоторые демонстрируют своей праздностью, бездельем.

Показное потребление может проявляться не только в покупке дорогостоящих, действительно или мнимо эксклюзивных товаров или услуг. Некоторые стараются выделиться не качеством, а количеством товаров. К примеру, имеют не одни кроссовки для занятия спортом, а кроссовки на все случаи жизни (для кросса, для баскетбола, для езды на велосипеде и т.д.). Французская императрица Мария-Антуанетта никогда не одевала один и тот же наряд дважды.

Естественно, купить полный набор товаров, позволяющих продемонстрировать свой высокий достаток, получается не у всех, но ведь можно купить всего несколько вещей и пустить этим «пыль в глаза».

Чем выше слой, тем выше нормы потребления. В результате люди на всех уровнях благосостояния выбиваются из сил, стремясь поддерживать «приличный уровень» потребления. Мировая литература прошлых веков содержит множество историй о помещиках, чиновниках, буржуа, которые тонули в долгах, но организовывали балы, содержали большие экипажи, покупали дорогую одежду, жили в больших домах и держали много ненужных слуг.

Постепенно склонность к показному потреблению становится культурной нормой. Быть практичным, скромным, становится неприличным. Не участвующий в гонке демонстративного потребления рискует оказаться в изоляции и подвергнуться насмешкам.

Т.к. в результате распространения демонстративного потребления в обществе у многих людей не остается средств на столь же благополучную семейную жизнь, как их блестящая публичная жизнь, то люди начинают скрывать свою личную жизнь от чужих глаз. Многие на ней экономят настолько, что не позволяют себе задумываться о том, чтобы иметь большую, многодетную семью, т.к. потом не останется денег на покупку, к примеру, автомобиля престижной марки.

Кто-то усмотрит в распространении демонстративного потребления и рациональное зерно. Действительно, если раньше, живя в деревнях и поселках, состав которых не менялся десятилетиями, всегда каждый человек имел достаточно информации о богатстве другого человека. Для ведения своей экономической деятельности это важно.

Но в условиях крупных городов каждый бизнесмен, к примеру, желающий заключить крупную сделку, как-то должен продемонстрировать свою платежеспособность. Конечно, наличие лимузина позволяет это сделать.

На уровне среднего класса дорогая деловая одежда, превосходящая по своей стоимости реальные возможности человека, может стать средством получения хорошей работы, т.к. создает образ (ложность которого не сразу проявится) преуспевающего человека с хорошим вкусом.

И еще одна причина распространения демонстративного потребления связана с наличием массы простаивающих мощностей – обычно заводы и фабрики загружены не на 100%, а немногим больше половины и тем, что люди легко внушаемы. И чтобы произвести больше товаров, надо уметь их продать. Но так как одежду, к примеру, можно носить несколько лет, и фабрика, продавшая, к примеру, платье женщине не имеет перспектив в ближайшее время продать ей еще одно платье, то надо создать орудие, с помощью которого заставлять человека верить в то, что его одежда, даже не изношенная – уже старая. Такое орудие для повышения загруженности предприятий многих отраслей (текстильная, радиоэлектронная, автомобильная, отделочных материалов и др.) – это мода.

Итак, важная причина того, что в обществе распространяется демонстративное потребление – это то, что человек не является членом какой-нибудь общины. Поэтому он живет замкнуто, вынужден информировать окружающих о своем достатке и получать информацию о достатке других людей с помощью этих демонстраций. Значит, если человек будет членом мусульманской общины, то ему не придется так стараться проинформировать людей о своем достатке – про него людям и так многое будет известно.

Социальные комментарии Cackle