• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Найм работников в Исламе

Время чтения: 2 мин
5119

Итак, в одном из предыдущих материалов было высказано положение, что самые массовые экономические отношения в современном обществе – это трудовые взаимоотношения. И в них сегодня редко мы можем наблюдать взаимоотношения равноправных участников. Обычно ведь у нас редкой является ситуация, когда несколько товарищей, объединившись в артель, идут вместе ловить рыбу, валить лес, выращивать овощи, оказывать строительные услуги, а потом равноправно распределяют между собой полученный доход. Такие равноправные отношения сегодня редкость в России.

Сегодня чаще всего мы выделяем работодателя и работника. И частенько в их взаимоотношениях возникает несправедливость. Она может быть связана и с несоответствующей труду оплатой, и с продвижением работника по карьерной лестнице, и с установлением слишком напряженного графика работы, и с увольнением и еще много с чем.

Но до того, как все эти взаимоотношения начнут развиваться, работник должен быть нанят работодателем. Многие из нас множество раз уже нанимались в работники и нанимали других людей к себе в работники. Соответствовали ли принципы взаимоотношений при найме лучшим примерам? Давайте кратко остановимся на этом.

В Коране приведены критерии, по которым был нанят Муса (г.с.) мудрыми и богобоязненными людьми:

Одна из них сказала: «Отец мой, найми его: ведь он – лучший, кого ты можешь нанять, сильный и верный» (Коран 28:26).

Другими словами, качества, используемые в труде (в данном случае – сила) поставлены прежде такого качества, как верность нанимателю.

Продолжая рассказ про найм работника, в Коране указывается, что наниматель утверждает, что не хочет затруднять нанимаемого работника: «Я не хочу затруднять тебя. Ты найдешь меня, если Аллаху угодно, праведным» - Коран 28:27).

Но это не значит, что в определенных случаях, верность менее важна, чем квалификация. Она важна при принятии человека на службу. 

И в случае принятия царем Йусуфа (г.с.) на высокую должность, связанную с выполнением управленческого труда, царь выдвигает те же принципы: силу и доверие:

«И сказал царь: «Приведите его ко мне! Я возьму его для себя». И когда он заговорил с ним, то сказал: «Ты ведь у нас сегодня сильный, доверенный». Он сказал: «Поставь меня над сокровищницами земли: ведь я хранитель, мудрый» (Коран 12:55-56).

Здесь мы видим, что царь высказывает стандартные требования, предъявляемые при найме на работу: силу и верность. А вот Йусуф (г.с.) его поправляет, указывая на главные в этом случае свои качества: способность хранить доверенное ему и быть мудрым.

Теперь давайте вспомним, какие качества предъявляют современные работодатели при приеме соискателя на работу и при приеме на службу. Мы можем взять для этого газеты с объявлениями, можем заглянуть на странички кадровых агентств в интернете. Что мы там увидим? Соответствуют ли требования при приеме на работу и на службу примерам найма Мусы (г.с.) и Йусуфа (г.с.)? Давайте обсудим эти вопросы в следующий раз.

Социальные комментарии Cackle