• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Делегирование полномочий Пророком

Время чтения: 6 мин
3903

Прочтение хадиса №997 Бухари может вызвать у экономистов и управленцев вопрос: почему Пророк (с.г.в.) много раз подряд поручает охранять закят, собранный в рамадане Абу Хурайре (р.а.). Ведь тот не справился с этой задачей в первый раз, потом во второй раз и затем в третий. При этом поручение было всегда одинаковым, нарушение также было одинаковым.

Кратко изложим ситуацию, описанную в хадисе.

К Абу Хурайре, охранявшему закят, каждую ночь стал приходить какой-то человек, который пригоршнями набирал себе еду из пожертвованного в пользу бедных (садака аль-фитр).

Абу Хурайра каждый раз сначала хватал его, но затем отпускал, т.к. тот умело вызывал у него жалость, рассказывая небылицу о том, что якобы у него много детей и он находится в крайней нужде. Пророк же (с.г.в.), несмотря на то, что Абу Хурайра (р.а.) не справляется, не назначал другого.

Какова же была цель Пророка (с.г.в.)? Ради чего он жертвовал закятом, собранным для бедняков? И почему он не наказывал своего сподвижника?

В наших обсуждениях трудовых отношений мы еще не коснулись такого важного их аспекта, как делегирование полномочий.

Наш Пророк Мухаммед (с.г.в.) прибегал к делегированию полномочий, а значит, в его примере любой руководитель может найти для себя благо. Хотелось бы кратко раскрыть общие положения об этом важном управленческом процессе.

Делегирование полномочий представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.

К примеру, если руководитель хлебозавода раньше сам оценивал качество каждой партии выпускаемого на хлебозаводе хлеба, но потом был вынужден по причине занятости передать эту функцию одному из подчиненных, то это – делегирование. Если руководитель небольшого магазина раньше сам рекламировал свою продукцию, а после укрупнения магазина и расширения ассортимента его товаров, время руководителя стало больше уходить на учет и контроль деятельности своих подчиненных и он вынужден был передать полномочия по рекламе товаров специальному сотруднику, то это тоже пример делегирования. Затем, по мере дальнейшего развития магазина, когда этот работник, занятый рекламой стал испытывать затруднения из-за широты ассортимента, разнообразия видов используемых инструментов рекламы, то он тоже может делегировать часть своих полномочий по ведению рекламной деятельности, к примеру, в интернете, своему подчиненному и так далее.

Какие же виды работ обычно делегируются подчиненным сегодня? Обычно это: рутинная работа; специализированная деятельность; частные и малозначимые вопросы; подготовительная работа.

Главная практическая ценность делегирования полномочий состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении более сложных управленческих задач.

 

Сегодня выделяют два основных типа полномочий: линейные и штабные. Линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в заранее обусловленных пределах.

Последовательная цепочка возникающих линейных полномочий создаёт иерархию уровней управления. Наиболее наглядный пример цепи команд — иерархия военной организации. При этом всегда учитываются принцип единоначалия и норма управляемости.

Согласно принципу единоначалия работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним.

Норма управляемости — это количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю. Обычно одному руководителю подчиняется от 5 до 9 сотрудников (7 плюс-минус 2), но это количество может быть и больше, оно зависит от множества факторов.

Штабные полномочия помогают организации использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия для решения задач консультативного или обслуживающего характера. Основные виды штабных полномочий делятся на рекомендательные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные.

Рекомендательные полномочия заключаются в том, что их обладатель при необходимости может давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узкопрофессиональный вопрос. Координационные полномочия связаны с выработкой и принятием совместных решений.

Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять полученные результаты вместе с полученными выводами руководителю.

 

Грамотный руководитель всегда четко разделяет полномочия своих подчиненных, что позволяет ему всегда обеспечивать высокий уровень контроля и качество принимаемых решений. К примеру, одному своему сотруднику он может дать полномочия самостоятельно осуществлять закупки сырья для работы предприятия, но чтобы добиться высокого качества готовой продукции и ее низкой цены, он должен избежать закупок по завышенным ценам или закупок некачественного сырья. Для этого руководитель делегирует свои контрольные полномочия другому своему подчиненному. Это позволяет получить качественное сырье и освободить себя, к примеру, для разработки долгосрочного плана развития предприятия.

 

Исламская община прошла в своем развитии целый ряд этапов. Сначала она состояла всего из нескольких человек и Пророк (с.г.в.) изредка давал сподвижникам отдельные поручения, а большую часть внутриобщинных функций выполнял сам. Но потом община разрослась, и отдельные ее члены стали занимать по поручению Пророка (с.г.в.) определенные посты и отвечать за определенные функции в общине.

Из указанного хадиса Бухари № 997 видно, что результатом описанного делегирования полномочий становится развитие Абу Хурайры (р.а.).

Пророк (с.г.в.) дает ему поручения, делегирует ему эти функции снова и снова не потому, что самому хотелось поспать побольше ночью. В результате нескольких неудачных попыток выполнить поручение Пророка (с.г.в.), Абу Хурайра получает знание о том, как избавиться от наущения шайтана. И получение этого знания, по сей видимости, намного важнее в сравнении с теми экономическими затратами, которые понесены на этом пути. Т.е. Пророк (с.г.в.) показан в этом хадисе как терпеливый руководитель, стремящийся не наказать нерадивого подчиненного, не заменить его, а как руководитель, стремящийся с помощью делегирования полномочий максимально развить своего сподвижника.

Еще одним выводом для нас, по всей видимости, является понимание того, что получение всякого нового знания требует затрат.

То, что Пророк (с.г.в.) не наказывал своего сподвижника, означает для нас, что при делегировании полномочий, передаются именно полномочия, но не ответственность. А так как ответственность за сохранность закята продолжала оставаться на Пророке (с.г.в.), то он и не наказывал Абу Хурайру (ведь Пророк (с.г.в.) мог принять решение сразу же, после первого же промаха о том, что на следующий день он делегирует полномочия по охране другому сподвижнику. Чего он, однако, не делал.

Т.е. делегирование предстает здесь перед нами как целенаправленная форма повышения квалификации сотрудников, способствующая проявлению инициативы и самостоятельности.


Социальные комментарии Cackle