"Черный" рынок и свободная экономика - что об этом говорил Пророк Мухаммад (мир ему)?
При определении экономических критериев в современном мире больше всего упор делается на принцип выгоды и убытка. Потому что основная цель любого бизнеса - это минимизировать затраты и увеличить показатели прибыли. Только в таком случае бизнес может быть выгодным и долговечным.
Понимание экономики в Исламе во многом отличается, так как дела торговца, время, проведенное им на работе, также считается поклонением Всевышнему.
В этой статье мы постараемся дать подробную характеристику исламской экономике. Она включает в себя следующие основополагающие принципы:
1. Все в этом мире принадлежит Аллаху.
Он является истинным владельцем всего сущего, и всякая вещь принадлежит лишь Ему. Таким образом, люди временно и от его имени становятся обладателями той или иной собственности. Главная цель заключается в том, чтобы подвергнуть человека испытанию и в конечном итоге получить от него истинное служение.
Это понимание, говорит о том, что человеку дано право быть наместником над Его имуществом, но при условии, что на первом месте должны быть интересы доверителя. Таким образом, экономическая свобода в Исламе в отличие от других экономических систем представляет собой своеобразную структуру.
Из этого следует, что концепция абсолютного потребления, которая присутствует во многих человеческих системах, отсутствует в исламской экономике.
В системах, созданных людьми, приобретение товара также дает право потреблять его по своему усмотрению. Ибо тот, кто обладает товаром, является его абсолютным владельцем, и может делать с ним то, что пожелает. В этом плане, мера, которая ограничит чрезмерность, несмотря на то, что это тоже заложено в человеческих принципах, может нарушаться, и не является неизменной постоянной. Но в Исламе надчеловеческими четкими принципами установлено: потребление может осуществляться только дозволенными путями.
Если соблюдать эти принципы оно приведет человечество к идеальному состоянию. В исламской культуре взаимопомощь и взаимное дарение выходят на первый план, а в человеческих системах напротив присутствует отклонение в сторону двух крайностей: ифрата [излишество] и тефрита [недостаток]. Поэтому помогать нуждающимся – это одна из важнейших заповедей Всевышнего.
Мусульманин является братом для другого мусульманина, и он никогда не будет делать ему зла, он никогда не оставит его в нужде — это, основные принципы, которым необходимо следовать в Исламе. То, что имущество вверено в собственность людей, подразумевает что верующий человек будет его использовать в соответствии с установленными требованиями. Это приводит к таким обязательствам как давать в долг и оказывать помощь там, где это необходимо.
2. Товар — это то, что законно и полезно.
Товар — это то, что человеческая природа постоянно хочет и накапливает. Но, согласно Исламу, не все, что принимается обычными людьми за товар, считается таковым. Потому что для того, чтобы что-то признавалось товаром, оно должно быть полезным с точки зрения Ислама.
Например, свинина не является халяльной и не имеет законную ценностью, поэтому в соответствии с Исламом не считается товаром, а также навоз животных - пока не используется с пользой, собака - пока в ней нет полезной необходимости, не считаются товаром.
3. Экономика должна опираться на свободный рынок.
Экономическая модель, где нет внешних вмешательств, а спрос и предложение сталкиваются в условиях полной конкуренции, называется свободным рынком. Одним из результатов, к которому мы приходим при анализе источников связанных с исламской экономикой является то, что в соответствии с Исламом экономический рынок должен быть свободным. Вот доказательства, которые указывают на это:
а. Когда Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) попросили поставить цену на товары, он отказался это делать, заявив, что только Всемогущему Аллаху дано увеличивать или уменьшать пропитание1. Эта ситуация ясно показывает, что рынок формируется на свободных условиях между продавцом и клиентом.
б. Еще один хадис, который указывает на экономику свободного рынка: "При покупке оставляйте людей свободными в выборе. Воистину, Аллах наделяет людей быть уделом друг другу. По этой причине, когда кто-то хочет получить совет от другого, путь он посоветует ему."2
Эти два доказательства четко и ясно указывают на экономику свободного рынка. Показатель того, что этот выбор является правильным в нормальных условиях, выражается в том, что на практике движущей силой экономической жизни должен быть мотив прибыли.
в. Согласно исламу, запрет на ихтикар [черный рынок] существует для того, чтобы запретить вмешательство в свободный рынок. Потому что на черном рынке, товар который Бог дал в качестве пропитания, и на тот момент находится в руках владельца, несмотря на нужду общества в нем, только из-за эгоистичных побуждений продавца выводится из рынка.
Целью запрета черного рынка является предотвращение ситуаций, в котором продавец захочет воспользоваться своим положением для создания монополии и спекуляций, а простой народ попадет в трудное положение. Это очень мудрая практика, потому что в этой ситуации речь идет о том, чтобы не позволять использовать появившиеся возможности для эксплуатации общества.
В одном из хадисов связанных с ихтикаром [черный рынок] Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то будет прятать продукты питания в течение сорока дней, то Аллах отдалится от него, и он от Аллаха»3.
Причина такой серьезной угрозы заключается в том, что черный рынок создает искусственный дефицит, который может вызвать рост цен. Это может привести к тому, что люди начнут испытывать голод и нужду. В свою очередь, это создаст общество, полное ненависти к владельцам товаров и обеспеченным людям вообще.
Согласно требованиям свободного рынка запрещено ставить ограничение на прибыль. Однако для предотвращения монополизации или возможного сговора между продавцами при необходимости могут делаться исключения.
г. Указание о том, что рынок должен быть открытым для крестьян, также свидетельствует о свободной рыночной экономике. Ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если даже крестьянин его отец или брат, пусть горожанин не продает от имени крестьянина»4. С другой стороны, повеление, запрещающее заранее встречать крестьян в пути и приобретать у них товары, также является свидетельством, указывающим на свободный рынок.
Проанализировав данную проблему, мы видим следующее: когда товары, прибывающие извне, концентрируются в определенных руках, это приводит к некоторой монополизации. Вот почему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), с тем чтобы предотвратить такую вероятность, дал возможность крестьянам свободно выходить на рынок и продавать свои товары.
С одной стороны, свободный рынок обеспечивая полную конкуренцию способствует повышению качества товаров, c другой способствует производству и продаже качественных товаров за низкую стоимость. Таким образом, потребитель имеет двойную выгоду.
В то же время, каждый производитель, рассчитывая свою прибыль, думает, как сделать производство самым дешевым, а это приводит к эффективному использованию рабочих и ресурсов.
_____________________________
1. Саани Мухаммад б. Исмаил, Субулус-Салам Шерху Булугиль-Мерам, Дару Илахият-Турасиль-Араби 1379/1960, 4-изд. С. 3/32.
2. Ахмед бин Ханбал, Муснад, 2/512; Мирас Камиль Перевод и шарх к Сахих Бухари, изд-во DIB, Анкара, 8-е изд. С. 6/473.
3. Ибн Ханбал. С. 2/33.
4. Абу Дауд, Сулейман б. аль-Аш’ас, ас-Сунан, из-во Чагры, Стамбул, 1413/1992, 2-ое изд., Бую 45. С. 3/720
(Продолжение следует)
Также по этой теме читайте:
Экономическая этика в мировоззрении современных мусульман
Бизнесмену на заметку: принципы исламского финансирования
В чем заключаются главные плюсы исламской финансовой системы?
Islam-today