• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как правильно делать наставления, а когда лучше промолчать?

4752

«Религия (дин) – это наставление» (Муслим).

«Религия (дин) – это наставление» (Муслим).

Что делать, если мы стали свидетелем явно неблаговидного поступка другого человека, особенно, если речь идет о нашем единоверце? Если другой мусульманин на наших глазах курит, сквернословит, хитрит, мошенничает? Кто-то из наших близких (родных, друзей, соседей) не хочет совершать религиозных обязанностей – читать намаз или держать пост?

Как поступить в таком случае – пройти мимо, сделать вид, что ничего не происходит, либо попытаться изменить ситуацию, сделав человеку наставление? И если мы хотим попытаться наставить человека, в какой форме это лучше делать?

Как известно, в наше время такие понятия как нравственное и безнравственное поведение, добро и зло, истина и ложь стали очень размытыми и неопределенными. Для многих людей (и даже для некоторых мусульман) внебрачные отношения между мужчиной и женщиной, употребление спиртного или наркотиков, хитрость и обман уже не считаются грехом.

Это личное дело человека – кто как хочет, пусть так и живет, - так рассуждают эти люди. Но можем ли мы с этим согласиться? Ведь религиозное мировоззрение тем и отличается от безрелигиозного, что для него четко известно – где истина, а где ложь, поэтому нам невозможно быть сторонним наблюдателем, когда мы видим явно греховные и неблаговидные поступки.

Тем более, как мы уже писали об этом в статье (Как изменить свою жизнь в лучшую сторону?) весь мир взаимосвязан, и наш самый незначительный поступок может повлиять на других людей – в лучшую или худшую сторону. Поэтому нельзя считать, что каждый человек отвечает за себя, и никого не должно касаться, что он делает.

Это понятие «побуждение к благому и удерживание от порицаемого» («амру биль-мааруф ва нахью аниль-мункар» - на арабском языке) является очень важным положением исламской религии. В Коране говорится об этом:

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

В хадисах Пророка (мир ему и благословение) говорится об этом:

«Религия (дин) – это наставление» (Муслим). То есть, верующий человек не должен быть равнодушным к поведению других, он должен стараться побуждать других людей к благим поступкам.

В другом хадисе эта необходимость наставления описана с помощью следующего примера:

«Примером того, кто не дает своему народу переступить границы запретного, и того, кто переступил эту черту, является пример народа, который кинул жребий, чтобы взойти на корабль. Кто-то из них в соответствии со жребием попал на нижнюю часть корабля, а кто-то на верхнюю. Когда тем, кто находился в самом низу корабля, была нужна вода, они брали ее у тех, кто находился наверху. Однажды те, кто находился внизу, сказали друг другу: «Давайте сделаем здесь дырку, чтобы не беспокоить тех, кто наверху!». И если бы те, кто находился наверху, не воспрепятствовали этому, то весь корабль затонул бы. Если они заберут инструмент, которым можно сделать отверстие, то тем самым они спасут и себя и других» (Бухари).

Все человечество как бы плывет на большом корабле. Если кто-то решит, что его поведение никого не касается, и станет совершать какие-то вредные и греховные поступки, тем самым делая отверстие в стенах корабля, весь наш общий корабль может затонуть.

Чем еще плохо наше молчание и равнодушие при виде греха?

Дурной человек начинает думать, что в его поступке нет ничего плохого, он становится более нахальным, откровенным в совершении греха. Если раньше какой-то мусульманин стеснялся курить или употреблять спиртное явно, то, если все вокруг него будут молчать и не обращать на это внимания, он осмелеет и будет делать это уже открыто.

С него берут пример другие люди – которые, видя его безнаказанность, начинают также открыто совершать грехи. К примеру, как проникает в общество сексуальная распущенность? Она начинается с того, что люди перестают считать нескромное поведение, откровенную одежду молодежи или внебрачные связи чем-то греховным, неправильным.

Кто-то совершает этот грех, а никто не обращает на это внимания. Тогда и остальные люди из тех, у кого возник соблазн последовать его примеру, думают – раз такого-то не осудили, значит, и мне можно сделать то же самое. Более того, через какое-то время, начинают подвергаться осуждению уже не распущенные, а, наоборот, скромные, целомудренные люди (которых за это называют средневековыми и несовременными).

Поэтому в наше время человеку так сложно вести чистую жизнь, подавить в себе нескромные желания - что окружающие считают это нормой, обычным делом.

Еще в одном хадисе передается, что побуждение других людей к благому есть одна из форм милостыни (садака). Если человек не может ничем другим помочь людям, пусть хотя бы сделает им наставление – или покажет хороший пример, воздерживаясь от греха, и это станет его вкладом в общее дело улучшения этого мира.

Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Каждый мусульманин должен давать милостыню». Один человек спросил: «Скажи мне, а если у него ничего не найдётся для этого?» Он сказал: «Пусть потрудится своими руками, принесёт пользу самому себе и даст милостыню».

Человек спросил: «О, Посланник Аллаха, а что если он не сможет сделать это?» Он сказал: «Тогда пусть поможет человеку, оказавшемуся в затруднительном положении». Человек спросил: «А если он не сможет сделать и этого?» Он ответил: «Тогда пусть побуждает к одобряемому».

Человек спросил: «А если он не сумеет сделать и этого?» Он сказал: «Тогда пусть воздерживается от совершения дурного, и это станет милостыней» (Аль-Бухари, Муслим).

Теперь следует затронуть очень важный момент – каким конкретно образом следует делать наставление другим людям?

Наверное, многие из нас сейчас удивятся – а что тут сложного? Подойти и сказать человеку прямо – а желательно еще в резкой и грубой форме (чтобы напугать его и устыдить): «Эй, брат, как ты можешь курить?! Эй, сестра, почему ты не носишь хиджаб?!».

Но на самом деле такое поведение может разве что обидеть и испугать человека, а не остановить его. Подумайте сами – если бы какой-то человек захотел наставить вас подобным образом, послушали бы вы его – даже если он говорит правильные и хорошие вещи? Так что форма наставления имеет не меньшее значение, чем содержание. Тем более, если вы обращаетесь к человеку, который старше вас – здесь, тем более, следует придерживаться особых правил.

В хадисе передается, что однажды внуки Пророка (мир ему и благословение) Хасан и Хусейн (пусть будет доволен ими Всевышний) увидели, как какой-то человек совершает омовение, но делает это неправильно. Они, естественно, захотели исправить его – но как можно было наставить его?

Прямо сказать ему об этом было бы невежливо – это был пожилой человек, гораздо старше их, да и вряд ли бы он их послушал, ведь они были тогда еще совсем мальчиками. Поэтому они решили сделать это иным образом. Один из братьев, Хасан, подошел к этому человеку и сказал, что они с братом поспорили – кто из них правильно совершает омовение? И попросили этого человека рассудить их – кто из них делает лучше?

Хасан начал совершать омовение – делая все правильно и красиво, затем второй из братьев, Хусейн, также совершил омовение по всем правилам. Тот пожилой человек, глядя на них, сразу понял свою ошибку, сказав им: «Клянусь Аллахом, я не умею совершать омовение, как вы, вы сделали это лучше».

То есть, наставление только тогда произведет впечатление на человека, если оно будет подано в красивой, правильной форме. Для кого-то это будет мягкий совет, для кого-то – ваш собственный пример, для кого-то – помощь в преодолении вредной привычки или греха.

В Коране сказано о том, как Мусе и Харуну (мир им) было велено обращаться к фараону:

«Ступайте к фараону вдвоем, ибо он преступил границы дозволенного. Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится» (Та-Ха 20:43-44).

Даже такому явному грешнику и тирану, каким был фараон, наставление следует делать мягко и вежливо. Грубость, резкость, оскорбительные слова и эпитеты (даже если этот человек их заслуживает) окажут лишь противное действие. Человек еще больше ожесточится и утвердится в своем грехе.

Второй момент – который на самом деле, не менее важен, чем первый. Перед тем, как пытаться делать людям наставление, загляните в себя и проверьте – искреннее ли у вас намерение помочь человеку? Или вы просто хотите унизить его, показать – какой вы праведный по сравнению с ним, с грешником?

Если вы в самом деле хотите человеку помочь избавиться от какого-то греха, то делайте наставление, во-первых, как мы уже сказали, мягко и вежливо, и, во-вторых, не делайте его громко и прилюдно. Имам Газали, большой ученый и праведник, говорил – как узнать, искреннее ли ваше желание исправить человека?

Все зависит от того, делаешь ли ты своему брату наставление при всех – что означает, что ты просто хочешь покрасоваться перед окружающими, или выбираешь момент, когда вы с ним остаетесь наедине – тогда ты в самом деле любишь его и желаешь ему добра.

Следующее. Для наставления следует необходимо хорошо знать обстоятельства жизни человека. К примеру, вы видите, что женщина-мусульманка работает продавщицей в обычном магазине – где ей приходится продавать людям, помимо продуктов, еще спиртное и сигареты, где она не может носить хиджаб или вовремя читать намаз.

Да, формально такая работа не подходит для верующего человека. Но вы не знаете ее жизни – ей пришлось взяться за такую работу, поскольку она мать-одиночка, на ее попечении дети и престарелые родители. Ее саму мучает такое положение вещей, но она не видит выхода.

В таком случае ваши наставления будут бесполезными и даже вредными. Здесь нужна реальная помощь. Может быть, вы знаете кого-то из мусульман, кто мог бы предложить этой женщине дозволенную работу, у вас или у ваших друзей есть возможность поддержать эту женщину материально, пока она не найдет себе более правильную работу? Только в таком случае вы будете иметь право сделать ей замечание – оставь эту работу, мы поможем тебе найти нечто лучшее.

И последнее. Бесполезно делать наставления другим людям тому человеку, который сам совершает те же грехи, что и те, кого он хочет исправить. Вы сами не можете бросить курить, но порицаете курящих, сами не всегда вовремя совершаете намаз – но порицаете тех, кто не всегда и не вовремя молится, вы раздражительны или вспыльчивы, но осуждаете других за те же недостатки. Наставления от такого человека выглядят некрасиво – если он говорит о том, чего сам не делает:

«О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете» (61:2-3).

Ему справедливо могут возразить – ведь ты грешишь теми же грехами, что мы, как ты можешь нас учить, начни сначала с себя. В таком случае следует говорить – «брат (сестра), я вижу тебе тяжело избавиться от такого-то греха, я знаю, как это тяжело, я сам стараюсь бороться с этим. Давай будем делать это вместе, взаимно помогать друг другу в благом деле».

Разумеется, не следует впадать в обратную крайность – считая, что раз вы не без греха, вам вообще нельзя никому сделать замечание. Безгрешных людей в наше время не существует. Но, как мы сказали выше, наставление следует делать в правильной форме, в подходящем месте, с любовью к человеку, а также помня о том, что лучшее наставление – это собственный хороший пример.

Анна (Муслима) Кобулова

Комментарии для сайта Cackle