Основы акыды ашаритов и матуридитов

5008

Основы акыды ашаритов и матуридитов

Основы акыды ашаритов и матуридитов

Предыдущие статьи по теме:

  1. Введение и первая основа
  2. Вторая основа
  3. Третья и четвертая основа

5 и 6 основа акыды ашаритов и матуридитов

  1. Аллах сотворил все творения и их действия, а у человека лишь приобретение (кясб) действий.

Предопределение является тайной, скрытой от людей, но есть ряд основ, которые мы должны утверждать: лишь Аллах является творцом, и никто из творений не разделяет вместе с Аллахом ни в какой области это описание. Под «творением» подразумевается создание того, чего до этого не существовало, и на это способен только Всевышний Аллах, а у человека есть возможность выбора (ихтияр) и приобретения (кясб) действий, сотворенных Всевышний Аллахом.

Эта основа является серединой между отнесением акта творения своих действий к человеку, что является мазхабом кадаритов, и полным отрицанием выбора и ответственности человека за свои решения, что является мазхабом джаббаритов.

  1. Всё, кроме Аллаха и Его атрибутов, является появившимся после своего несуществования, а значит является сотворенными.


Это одна из ключевых основ, по которой ахлюс-сунна расходятся с теймитами. Ахлюс-сунна считают, что любое изменение и появление после несуществования является сотворенными и нет между ними разницы, и, как следствие из этого правила, Сущность Аллаха и Его атрибуты не могут описываться качествами и признаками творений, потому что сходство в качествах и признаках означает схожесть сущности. Например, если Аллах и его творения имеют сходство в виде изменений, появления новых качеств, перемещений, нахождении в пространстве и т. п., то это означает сходство сущности, будто бы Аллах такой же, как Его творения, а невозможность этого очевидна.

Ибн Таймия разделил изменения, которые происходят в Сущности Аллаха и вне Его Сущности. Первый вид изменений он считал несотворенными, а вторые — сотворенными. Однако у такого разделения нет основы ни в языке, ни в шариате.

Поэтому теймиты не видят ничего плохого в утверждении в отношении Аллаха ограничений, направлений, движений и других качеств изменяемости, ведь это «изменения, подобающие величию Аллаха».

Ахлюс-сунна же считает, что Сущность Аллаха и Его атрибуты — это абсолютное совершенство, которое даже в разуме не может претерпевать изменяемость, потому что уже совершенное не может быть усовершенствовано, так как это предполагает наличие некоего недостатка в прошлом, ведь усовершенствование означает преодоление недостатка, а иначе на основе чего произошло это изменение?

Базовые убеждения ашаритской акыды заключены в этих шести основах, и, если какой-то ученый не разделяет эти шесть основ, он не является ашаритом, а если разделяет их все, то является, даже когда в других вопросах, как хукм мукаллида, «первый ваджиб», обязанность изучения ильмуль калям, исповедует отличное от большинства ашаритов мнение.

Рашид Исаев

Надеемся, цикл статей о шести основах вам понравился. Пожалуйста - репост!

Социальные комментарии Cackle
Home