• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Зачем в Исламе нужны чудеса и как правильно к ним относиться?

Время чтения: 9 мин
7745

Как мусульманин должен относитьсяк чудесам?

Как мусульманин должен относитьсяк чудесам?

В религии словом «чудо» принято называть какое-то явление или событие, которое нарушает обычный порядок вещей в природе – к примеру, если какой-то человек на наших глазах взлетит на воздух, пойдет по воде, бросится в огонь, но не сгорит, расскажет нам что-то о нашем будущем.

Хотя такое противоречит известным нам законам природы, верующие люди допускают существование таких явлений, поскольку они верят в Бога, Творца всей природы и ее законов, Который имеет право и возможности нарушать установленный Им же самим порядок вещей.

Стоит отметить, что отношение к чудесам бывает правильное и неправильное, спокойное и нездоровое – когда люди ставят свою веру в зависимость от чудес, и, говоря о религии, интересуются, прежде всего, чудесами. Обо всем этом мы поговорим далее, с позволения Аллаха.

Каково правильное отношение к чудесам согласно исламу?

Исламская религия признает возможность совершения чудес – необычных действий или событий – тем или иным человеком по воле Аллаха. Способность совершать чудеса относится, прежде всего, к пророкам и посланникам Всевышнего – тем людям, которых Аллах отправил к людям с определенной миссией.

В их случае такие действия – которые богословы называют му’джизат – должны были показать людям справедливость их притязаний на пророческую миссию. Более того, эти явления должны были заведомо превосходить все попытки других людей повторить их.

Пророк и посланник Всевышнего Муса (Моисей), мир ему, - которого Аллах послал к общине бану Исраиль, прославился большим количеством чудес, которые он совершил по воле Аллаха. В его время многие люди занимались волшебством, так что людей было трудно удивить какими-то необычными явлениями, однако, чудеса, которые совершил пророк, превзошли все усилия колдунов.

В Коране рассказывается о том, что, когда Муса, мир ему, пришел к фараону, чтобы донести до него слова Всевышнего, фараон призвал множество волшебников, чтобы те сразились с ним при помощи своего колдовства. Они бросили на землю посохи, которые превратились в змей. Однако, когда посох бросил Муса, его посох тоже обратился в змею, которая поглотила все, что сотворили эти чародеи. После чего эти люди признали истинность пророчества Мусы, мир ему.

Много других чудес было сотворено этим пророком – по его молитве расступились воды Красного моря, когда он и его народ спасались от преследований фараона. Когда он привел свой народ в пустыню, где не было воды и пищи, Всевышний велел ему ударить посохом по камню, и оттуда появилась вода.

Великий пророк и посланник Иса (Иисус), мир ему, также был прославленным чудотворцем. Поскольку в его время люди особенно нуждались в исцелении от болезней, Всевышний дал ему способность исцелять людей – и даже воскрешать уже умерших – и это подтверждало его пророчество, поскольку никто другой в его время не был не такое способен.

Последний Пророк и Посланник Мухаммад (мир ему и благословение) также был наделен способностью совершать чудеса.

Одним из самых необычайных событий жизни Пророка (мир ему и благословение) было его чудесное перенесение в Иерусалим (аль-исра), и последующее вознесение Пророка (аль-мирадж) на седьмое небо, где он видел многих пророков и удостоился беседы с Аллахом.

Другим чудесным явлением был тот факт, что по его молитве Аллах расколол Луну. Об этом упоминается в Коране: «Приблизился час, и раскололась Луна» (54:1). 

Передается от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах), который описывает это явление таким образом:

«Это событие произошло при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Луна раскололась на две половины, одна из которых была видна с одной стороны горы, а вторая - с другой. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Аллах, будь свидетелем».

Также передается, что однажды, когда у людей не хватало воды для омовения, Пророк (мир ему и благословение) опустил руку в сосуд с водой, и оттуда начала бить вода, которой смогли совершить омовение 300 человек.

Но самым большим чудом Пророка (мир ему и благословение) был Коран. Во время жизни Пророка поэтическое мастерство арабов достигло наивысшего расцвета, так что многие люди поначалу считали Коран произведением талантливого человека. Однако, неверующим людям было предложено сочинить нечто подобное Корану по красоте слога или глубине содержания, и никто из них не смог этого сделать.

В некоторых случаях Всевышний Аллах наделяет способностями совершать чудеса праведных людей – аулия (приближенных к Аллаху). Такие чудеса называют караматы. Доказательством их наличия служит коранический рассказ о праведной Марьям – матери Исы, мир ему.

Когда пророк Закария, мир ему, приходил навестить ее, он находил у нее летние фрукты зимой и зимние – летом. Она не была пророком, однако, Всевышний совершал через нее это чудесное явление.

Таких историй множество в рассказах о сподвижниках и других праведных людях. К примеру, передается, что однажды халиф Умар (да будет доволен им Аллах) во время произнесения проповеди, вдруг начал кричать кому-то: «О, Сария, отходи к горе!». Как потом выяснилось, его полководец Сария ибн Зунайм находился в походе, и совет Умара – который он услышал через сотни километров - помог ему спастись от врага.

Неправильное отношение к чудесам

Итак, как мы сказали, наша религия подтверждает, что по воле Аллаха в мире могут происходить необычные явления – которые мы называем чудом. Но признавая истинность чудес пророков и праведников, не следует излишествовать в этом вопросе. В чем это может заключаться?

У некоторых мусульман существует излишнее, болезненное любопытство по отношению к любым необычным явлениям. Такие люди готовы рассказывать – а благодаря интернету – и распространять какие-то сомнительные и непроверенные истории о чем-то особенном и необычном (к примеру, такой-то человек за много дней предсказал наступление определенного события).

Читая и передавая истории о пророках и праведниках, подобные мусульмане будут обращать внимания не на то, как твердо эти люди держались своей религии, как много молились и держали пост, были щепетильными в вопросах дозволенного и запретного, сколько они творили добра и помогали другим людям, а только на то, какие необычные вещи они умели совершать.

Чтобы быть умеренным и не впадать в крайности, верующим людям следует иметь в виду следующие моменты в отношении чудес:

1. Хотя пророки совершали чудеса, они делали это не когда им хотелось и не по желанию людей, а только с дозволения Аллаха, когда Он считал это нужным. Известно, что неверующие люди часто требовали от нашего Пророка (мир ему и благословение) чудес и знамений, но он отвечал, что это находится во власти Аллаха:

«(Неверующие сказали) ни за что мы не уверуем, пока ты не исторгнешь для нас из земли источник; или пока не будет у тебя пальмовой рощи и виноградника, в которых ты проложишь реки; или пока не обрушишь на нас небо кусками, как ты это утверждаешь; или не предстанешь перед нами вместе с Аллахом и ангелами; или пока у тебя не будет дома из драгоценностей; или пока ты не взойдешь на небо. Но мы не поверим в твое восхождение, пока ты не спустишься с Писанием, которое мы станем читать».

Скажи: «Пречист мой Господь! Я же — всего лишь человек и посланник» (Коран 17:90-93).

2. Некоторые люди утверждают, что чудеса нужны для лучшей убежденности в вере. Но большинство мусульман Земли приняли ислам, не будучи современниками Пророка (мир ему и благословение) и не видя его чудес. И наоборот, из истории мы знаем, что если человек не хотел уверовать в миссию того или иного пророка, то никакие чудеса его не могли убедить. Чудеса, которые он видел, он считал колдовством или обманом зрения (или просто случайностью):

«[Мекканские многобожники] поклялись Аллахом - самой заветной своей клятвой, - что, если перед ними предстанет знамение, непременно уверуют в Коран. Скажи [, Мухаммад]: "Воистину, знамения - полностью во власти Аллаха. Но как убедить вас [о, верующие], что они не уверуют, если даже предстанет [знамение]» (6, 109).

3. Иногда Всевышний наделяет способностью совершать чудеса грешных людей и лжепророков. Такие ложные чудеса называются истидрадж. Так что какие-то необычные способности далеко не всегда есть признак праведности того или иного человека.

Из хадисов мы знаем, что самый великий обманщик – Даджаль, который придет к людям перед концом мира, будет обладать огромными возможностями – он будет воскрешать людей и даже управлять погодой (посылать дождь). Но это все будет лишь испытанием для людей. (Подробнее - Когда придет Даджаль... Величайшая смута в истории человечества)

4. По вышеупомянутой причине праведники – аулия – никогда не хвалились своими чудесными способностями и не выставляли это напоказ. Наоборот, они боялись, что это может быть испытание от Аллаха. Самым большим чудом аулия считается истикама – твердость в следовании религии, стремление совершать благие дела, исполнение всех обязательных дел и усердие в совершении желательного поклонения.

О том, что действительно важно в жизни верующего, известный праведник и аскет Абу-Язид аль-Бастами как-то сказал: «Если даже увидите человека, летающего по воздуху, не верьте ему, пока не узнаете, как он соблюдает предписания и запреты Аллаха».

5. Люди, которые ищут в нашей жизни каких-то необычных явлений, забывают о том, что все, что окружает нас, является чудом – воздух, вода, солнце, небо, многообразие животного и растительного неба. В Солнечной системе около десятка планет, но жизнь есть только на Земле, поскольку именно здесь Всевышний свел воедино три необходимых вещи для жизни – воду, достаточное количество тепла и света, и воздух – подходящий для дыхания состав атмосферы.

Когда на рассвете из-за горизонта поднимается солнечный диск, и лучи солнца играют разными красками в каплях росы, или после дождя переливается на небе радуга, разве это нельзя назвать чудом? Когда весной воздух оглашает звонкое пение десятков птичьих голосов, разве это не чудо? А когда осенью листья на деревьях переливаются множеством ярких красок, или зимой снег блестит под солнцем – разве это не доказывает могущество нашего Творца?

Когда Аллах в Коране призывает людей уверовать, Он приводит им в доказательство Своей силы и мощи именно разнообразные явления природы, которые сами по себе есть очень сильное свидетельство Его могущества. Так что, если у человека сердце открыто для принятия веры, он найдет достаточно доказательств существования Творца.

Пусть же Всевышний даст нам всем твердую и искреннюю веру.

Анна (Муслима) Кобулова

Социальные комментарии Cackle