Токсичные убеждения верующих. Часть 2
Как мы говорили в предыдущей части, есть такие убеждения, которые подрывают веру и препятствуют духовно-нравственному развитию верующих. В первой части мы упоминали убеждение в суровости, равнодушии и жестокости Всевышнего, которое порождает тревогу, недоверие и страх у верующих. В этой части мы затронем некоторые другие...
Кругом – враги
Убеждение, что те, кто не разделяет твоих ценностей и верований, является врагом, настраивает на агрессию, ненависть и разделение. Происходит разделение на своих и чужих, результатом которого часто становится дискриминация, преследования и враждебность.
Однако суть веры в том, чтобы нести ее свет через любовь, уважение. Множество примеров жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в которых он проявлял уважение к представителям другой религии (вспомним хотя бы молитву христиан в мечети на встрече с Пророком), учат нас, что люди разных ценностей и верований не обязательно должны быть врагами, они могут быть в теплых, честных и уважительных отношениях.
Что касается тех, кто нарушает границы, условия и преследует за убеждения, то в отношении таких людей должны приниматься соответствующие законные меры. Закон, а не ненависть, должны быть защитой против притеснителей, если таковые есть по факту, а не по предположениям.
Мир – обитель зла
Этот мир не является совершенным, но это не значит, что он является другой крайностью – обителью зла. Потому что помимо зла, несправделивости, отчаяния и крови в нем есть и то, что дает надежду, укрепляет веру, усиливает любовь.
В Коране о мирской жизни сказано, что это «игра и потеха» (6:32, 57:20), преходящее наслаждение (13:26; 40:29) Но значит ли это, что истинно верующий должен смотреть на свою жизнь и мир враждебно, изолироваться и замкнуться в своей комнате? Нет.
В Коране Всевышний говорит: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины» (4:143).
Также в хадисе говорится: «Лучшие из вас — это те, кто не оставляет вечное ради мирского, а также мирское ради вечного [умеют уловить и выстроить гармонию между ними в соответствии с существующими обстоятельствами и тщательным анализом их в контексте мирской и вечной перспектив]. [Лучшие — те] кто не становится бременем (ношей) для других» (ас-Суюты).
Вера в собственнное ничтожество
Вознося хвалу Всевышнему верующие порой стремятся подчеркнуть свое ничтожество, несовершенство. В Коране о человеке сказано, что «истинно, человек сотворен малодушным, колеблющимся» (70:19), «человек восстает» (96:6), «человек более всего препирается» (18:54), «человек враждебен» (36:77), «неблагодарен» (17: 67).
В то же время не раз упоминается о великой роли человека, предписанной Творцом – его наместничестве на земле:
«И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле наместника» (2:30).
«Это Он сделал вас наследниками земли и возвысил по степеням одних над другими» (6:165).
«Он – Тот, Кто сделал вас преемниками на земле» (35:39).
«О Давуд! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости» (38:26).
Человек может обладать деструктивными чертами, но это не значит, что самоуничижение является частью веры. Напротив, такая убежденность формирует глубокую ненависть, недоверие и враждебность к себе. Чтобы быть эффективным «наместником», нужна конструктивная критика по фактам и конкретным поступкам, а не тотальное самоуничижение и ненависть к своей личности.
Ася Гагиева