Почему слепнут сердца, а не глаза...
В Коране не раз говорится о том, что слепнут не глаза, а сердце. В некоторых аятах люди, имеющие слух и зрение, представляются глухими, немыми и слепыми:
«Неверующие подобны скотине, на которую прикрикивает пастух, тогда как она не слышит ничего, кроме зова и крика. Они глухи, немы и слепы. Они ничего не разумеют» (2:171).
«Скажи: «К вам уже явились нагладяные знамения от вашего Господа. Кто узрел, тот поступил во благо себе, а кто был слепым, тот навредил себе. Я не являюсь вашим хранителем» (6:104).
«Мы отворачиваем их сердца и умы, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном беззаконии» (6:110).
«Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (22:46).
С одной стороны кажется странным, что Коран называет слепыми и глухими здоровых физически людей, которые в принципе способны и слышать, и говорить, и видеть. Это кажется странным, если не понимать как работает мозг – центр принятия сигналов и их интерпертации.
Многие думают, что слышат ушами и видят глазами. Несмотря на простоту этой модели, она неверна. На самом деле мозг создает свою реальность, основанную на внутренней модели, гораздо раньше, чем он получает информацию от глаз и других органов чувств.
Нам кажется, что мы воспринимаем и обрабатываем всю поступающую информацию. На самом деле наше восприятие и обработка основаны на том, что мы уже знаем. Другими словами, мы не воспринимаем сигналы, информацию, которая не соответствует нашим внутренним ожиданиям, внутренней модели.
Поэтому часто мы не вдаемся в детали того, что видим. Мы можем увидеть ножку, чтобы сделать вывод, что это ножка стула. Или достаточно увидеть определнный признак (родинка, обувь, прическа), чтобы решить, что это знакомый нам человек.
Наши убеждения заставляют нас реагировать определенным образом на события. Например, какоие-то «совпадения» событий, описанных в Священных книгах, с реальностью, могут быть важными для верующих, подтверждая или усиливая их веру, но могут не иметь никакой значимости для тех, кто не верит в Писания.
Мы не замечаем всю работу, совершаемую мозгом, но часто он просто «достаривает» нашу внутреннюю реальность, а не создает ее каждый раз заново. Мы воспринимаем новую информацию в большинстве случаев только тогда, когда она совпадает с нашей внутренней, устоявшейся картиной мира. Мы не воспринимаем мир во всем его разнообразии, мы «отсеиваем» то, что мы видим, в соответствии с тем, что мы знаем, на что мы настроены.
Нейробиологи утверждают, что стремление мозга к максимальной эффективности за счет минимальных затрат связано с тем, что он потребляет много энергии – на работу мозга уходит 20 % потребляемых калорий. Поэтому мы можем смотреть, но не видеть. Как, к примеру, происходит часто в ДТП, когда водитель врезается в машину, которая прямо перед ним или сбивает пешехода, которого хорошо видел. Открытость и здоровье глаз еще не гарантия того, что мозг будет при этом «включен», то есть обрабатывать информацию и давать точные команды.
Коран предлагает прекрасное средство для того, чтобы стать зрячими, слышащими и воспринимающими. Размышления. Упоминания о тех или иных знамениях адресуются размышляющим людям, потому что они способны увидеть чудо и знамение там, где остальные не заметят ничего необычного:
«Он – Тот, Кто распростер землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре. Он покрывает день ночью. Воистину, в этом – знамения для размышляющих» (13:3).
«Он взращивает для вас злаки, маслины, финики, виноград и всевозможные плоды. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (16:11).
«Среди его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (30:21).
«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом – знамения для людей раздмышляющих» (45:13).
Размышления – это по сути выход за рамки привычного «круга мышления», расширение внутренней картины мира, в ходе которой мы шире открываем «ворота мозга». Это не прокручивание одних и тех же убеждений или фанатичное пережевывание одних и тех же мыслей.
Это открытость для принятия новой информации, готовность меняться в соответствии с новыми запросами реальности и способность постоянно перепроверять реальностью и сверять внешнюю картину с внутренней. Мы не должны бояться отойти от внутренней картины в поисках истины, куда бы ни кинули взгляд, мы никогда не окажемся там, где бы не было Всевышнего, где крыло его милости не опекало бы искренне ищущих и жаждущих познания.
Ася Гагиева