• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как мы судим себя и других

Время чтения: 3 мин
2985

В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (49; 12)

«Цвет» предположений о других часто формируется не на основе фактов, а на основе определенных методов суждения. Самый распространенный из них – это то, что называется фундаментальной ошибкой атрибуции. Исследователи Дэвид Наполитан и Джордж Геталс показали ее наглядно в одном из экспериментов. Студентам колледжа предлагалось поговорить с глазу на глаз с женщиной, которая в зависимости от данных ей инструкций вела себя либо тепло и приветливо, либо отчужденно и холодно.

Перед беседой половину студентов предупредили, что поведение женщины зависит от инструкций. А второй половине сказали, что женщина будет вести себя естественно. Какое же впечатление сложилось у студентов после разговора? Повлияло ли на их суждение о женщине то, что половина из них знала, что она следует инструкциям? Как ни удивительно, но нет!

Если женщина вела себя приветливо, они делали вывод, что она так делает, потому что на самом деле является таким человеком. Если же она была холодна, они приписывали ей равнодушие и холодность. Никто из первой группы не учел при составлении мнения о женщине тот факт, что она вела себя согласно инструкциям!

И совершенно другой подход к суждениям, когда дело касается собственных поступков. Когда мы говорим о своих поступках, мы принимаем в расчет обстоятельства и условия. Например, я повысил голос, потому что у меня был тяжелый день, и я устал. Но наблюдая за подобным поведением у другого, мы объясняем это его личностными чертами: он повысил голос, потому что он грубый и высокомерный.

Так, психологи Голдсмитского колледжа Лондона выяснили, что 98 % людей относят себя к лучшей половине человечества. При этом выявилась явная переоценка своего морального облика, потому что:

* 75 % участников сказали, что редко помогают кому-то перенести тяжелые вещи

* 83 % почти никогда не дают милостыню бездомным

* Только 25 % сдают кровь и помогают пожилым и немощным людям

* Более половины участников, оценивших свою отзывчивость на 4 балла, приятны всего на 2 из 5

Почему же мы склонны преувеличивать свои достоинства и недооценивать других? Специалисты считают, что все зависит от фокуса внимания. Мы находим причину там, куда при оценке направлен наш взгляд.

Так, когда мы оцениваем свои поступки, мы фокусируемся на ситуации и обстоятельствах, влияющих на нас. Когда мы смотрим на других, в фокусе нашего внимания именно они, а не то, что влияет на них. Это заставляет нас думать, что наши поступки диктуются ситуацией, а поступки других людей – их личностными чертами.

Такой подход естественно искажает наше представление о себе и других людях, зарождает основы несправедливой оценки. По словам авторов книги «Как влиять на других. Принципы, методы, примеры», Эл Свитцлер, Рон Мак-Миллан, Джозеф Гренни, Кэрри Паттерсон, Дэвид Максфилда, при оценке чужих поступков важно учитывать целый список источников влияния на другого человека.

В числе этих факторов влияния его собственные мотивы, его возможности, влияние других людей, зависимость от поступков других, влияние обстоятельств, государственных институтов, объединений, диапазон его собственных возможностей.

По словам авторов, попытка увидеть поступок человека как часть более широкой картины помогает не делать поспешных выводов. Эмпатичный и понимающий подход к другим создает основу для благополучного разрешения конфликтов и сохранения теплых взаимоотношений. Созвучно исламскому наставлению «находить 70 оправданий для других».

Ася Гагиева

Также по этой теме читайте:

Как научиться контролировать свои мысли?

Вознаграждаются ли наши благие мысли?

Почему позитивное мышление - обязанность мусульманина?

Социальные комментарии Cackle