Гнев как способ приближения к Аллаху
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Гнев – это реакция человека на его неудовлетворенные потребности. Западная психология учит, что выражать гнев необходимо и даже полезно для психического и физического здоровья человека. Однако несколько других научных исследований выявили, что сердитые люди чаще страдают от сердечных болезней. Эксперименты показали, укрощение гнева приводит к понижению уровня гневливости, проявление – к повышению. То есть с каждым разом уровень гнева как будто увеличивается. Психолог Мартин Селигман пишет: «Когда с нами происходит что-то очень хорошее или плохое, настроение временно изменяется. Но вскоре все вновь становится на место. Эмоции сами по себе постепенно «рассасываются». Их энергия выходит через нашу оболочку, и в результате человек через какое-то время возвращается к обычному состоянию. Зато, если постоянно переживать и стараться дать выход эмоциям, они будут множиться, затягивая нас в порочный круг бесплодных мыслей о прошлом».
В Исламе порицается выражение гнева. Сообщается со слов Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если гневаешься, то молчи». В другом хадисе сказано, что когда человек попросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о совете, то ему трижды было сказано: «Не гневайся».
На самом деле гнев – это сильная эмоция, проявление которой трудно удержать под контролем. О тех, кто умеет в такой момент сдержать себя Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Силен не тот, кто может повергнуть других, силен тот, кто владеет собой во время гнева».
Возможно, многим верующим, которые испытывают трудности с обузданием гнева, просто не хватает мотивации – понимания, ради чего они сдерживают себя. Как я сказала выше, гнев – это эмоция, которую трудно контролировать, в гневе повод, по которому он возник кажется самым значимым и остальные ценности (отношения, вера, здоровье) как бы затмеваются. Поэтому для того чтобы управление гневом стало не просто реальностью, но и давало определенный заряд позитива, нужно ясно понимать – награда за сдержанность больше и лучше минутного утешения от выплескивания ярости. А что это за награда? Я думаю, что для верующего не может быть большей радости, чем возможность сближения со Всевышним. Сообщается, что Сулейман ибн Сурад, да будет им доволен Аллах, сказал: «Я сидел вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, когда два человека рядом стали ругаться друг с другом. При этом у одного из них покраснело лицо и вздулись вены. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я знаю слова, сказав которые, он отвёл бы от себя то, что сейчас испытывает. Если бы он сказал: «Обращаюсь к Аллаху за защитой от шайтана», — его бы покинуло то, что он сейчас испытывает». В другом хадисе сказано: «Воистину, гнев – от шайтана, и воистину, шайтан создан из огня, огонь же тушат водой, поэтому если кто-то из вас разгневается, то пусть совершит омовение (тахарат)».
Если в самый тяжелый момент, когда человек охвачен огнем гнева, он сдерживает себя посредством поминания Аллаха, омовением или другим богоугодным делом, тогда он делает большой шаг навстречу довольству Аллаха. Как сказано в хадисе: «Нет более благого глотка, чем глоток гнева, сделанный рабом ради достижения довольства Аллаха». Могу сказать из собственного опыта, что это не всегда легко, потому что возникновение гнева или ярости подобно тому, чтобы оказаться стоящим на тонком лезвии над бездной: стоит чуть расслабиться и ты рискуешь упасть в нее. В такой ситуации единственное, что помогает удержаться и сохранить душевное равновесие – это поминание Аллаха, произнесение слов «Обращаюсь к Аллаху за защитой от шайтана».
Одноразового произнесения не всегда достаточно. Например, когда идет напряженный разговор, в котором твой собеседник нарушает границы и опускается до оскорблений, для того, чтобы сдержаться, нужно мысленно обращаться к Аллаху чуть ли не на каждом вздохе. Потому что каждый неуважительный выпад собеседника уже провоцирует возникновение ответной агрессии и выражения гнева. Так что учитывайте, что произнести слова поминания один раз может быть недостаточно. И помните, для чего вы это делаете – ради Аллаха, ради Его довольства. Надежда на вознаграждение и любовь Аллаха помогут вам справиться с собой. В Коране сказано: «Стремитесь же к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро».
Зато после того как эмоции улягутся и ситуация стабилизируется, в душе появляется ощущение радости, сердце заполняется сладостью выполненного долга и неприятная вспышка в душе оборачивается новым звеном в цепочке твоей связи со Всевышним Аллахом.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.