Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Эстафета обид

Время чтения: 4 мин
3632

«Никто не вправе вершить бесправия, даже тот, кто от бесправия пострадал, и пострадал очень жестоко»

«Никто не вправе вершить бесправия, даже тот, кто от бесправия пострадал, и пострадал очень жестоко»

Люди склонны преувеличивать степень своей независимости от других людей. Почти каждый человек уверен в своей свободе от чужого влияния. Однако наши поступки  при внимательном анализе легко могут развеять эту иллюзию.

Одним из проявлений зависимости человека от других является то, что названо мной эстафетой обид. Суть этой эстафеты заключается в том, что человек, испытав боль, обиду, унижение от одного лица, «передает» его другому, совершенно невинному в его беде. Либо стремится к прямой мести – то есть к тому, чтобы причинить ответное зло тому, кто навредил ему самому. Берем обиды у одних и причиняем их другим. Например, работник, потерпевший от начальника публичный выговор, может устроить подобную сцену своим домочадцам. Повод, конечно, найдется – кто из нас идеален? А если не найдется, то он будет искать другой объект для срыва злобы. Например, неугодливого соседа или домашнюю кошку.

Другой случай – когда «обиженный» утверждает, что простил своего обидчика, не держит на него зла… Зато кто-то другой из его круга получает от него неадекватную порцию гнева и претензий. Неприятный случай вроде бы забылся, но негативные эмоции сохранились. И при удобном случае они «выливаются» через край.

Обида подобна бомбе, заложенной в душу человека, своеобразный негативный заряд в сердце. Стоит какому-либо событию, слову или взгляду коснуться ее, и она сдетонирует, разрывая всех вокруг, и в первую очередь своего хозяина. И тут же может породить подобную обиду у кого-либо другого. Такую цепочку несправедливости можно проследить, например, в отношениях родителей и их детей. Психологи Дженей и Берии Уайнхольды пишут: «Если нарциссические потребности ваших родителей не были удовлетворены, когда они были детьми, им трудно будет удовлетворить ваши потребности. Вместо этого они могут непроизвольно наносить детям психотравмы, исходя из своих собственных незалеченных ран. Родители, страдающие такой дисфункцией, часто не воспринимают всерьез потребности своих детей. Они высмеивают своих детей, не позволяют им выражать свои истинные чувства. Им трудно уважать своих детей как отдельных личностей с собственной свободной волей. В результате они дразнят своих детей, лгут, бьют, угрожают им, изолируют их, не верят, презирают, принуждают, унижают и вторгаются в их личное пространство». Другим  словами, некоторые люди, претерпевшие эмоциональное или физическое насилие от своих родителей, став родителями, отыгрывают свою детскую боль на собственных детях. «Такие раны залечить нелегко, но легко тронуть и разбередить уже во взрослом возрасте интенсивными ссылками или даже недружелюбным взглядом». Уайнхольды назвали это порочным кругом жестокости.

Этот круг имеет место быть не только в отношениях родителей и детей – он может реализовываться в любом пространстве, где есть почва для обид и взаимных ран. Другой психолог, Виктор Франкл, претерпевший страдания и тяжести жизни в концентрационном лагере, писал: «Путь от величайшего душевного  напряжения последних дней к освобождению души отнюдь не был простым и беспрепятственным. И ошибаются те, кто думает, что освобожденный из лагеря уже не нуждается в духовной поддержке. Следует отметить, что натуры примитивные все еще продолжали жить категориями власти и насилия и начинали считать, что теперь они, уже будучи освобождены, сами вольны, не задумываясь, бесконтрольно применять ту же власть, то же насилие.  Для них, в сущности, изменилось только одно: из объектов произвола и несправедливости они превратились в субъектов этого же — с той разницей, что они помнили, что им пришлось пережить. Такое настроение проявлялось иногда даже в самых незначительных мелочах. Однажды мы с моим товарищем шли через поле обратно в лагерь. И в каком-то месте перед нами оказался засеянный участок с молодыми всходами. Я непроизвольно сворачиваю в сторону, чтобы не затоптать их, но он хватает меня за руку и тащит прямо. Я не понимаю его, я принимаюсь объяснять, что нельзя же топтать молодые посевы. И тут он приходит в ярость — его глаза сверкают, он свирепо глядит на меня и кричит: «Что ты там лепечешь? А у нас что, мало отняли? У меня жену и ребенка удушили газом, об остальном я уже не говорю! А ты боишься растоптать пару колосков!».

Многие люди причиняют страдания другим не потому что они сами по себе плохие или злые, а потому что они пытаются избавиться от груза своей боли и обид, которые они носят в собственных душах. Если вы прислушаетесь и присмотритесь к ним, вы увидите их раненые сердца, из которых они наносят удары другим. Неслучайно говорят, что раненый зверь наиболее опасен. В этом отношении многие люди сходны со зверями, так как оглушенные собственной болью, они не способны щадить других.

Что же может прервать эту цепочку зла? Прощение… Освобождение души от заряда боли и  желания мести, закладываемого обидой. Воспитание высокой нравственности и следование примеру Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Но об этом мы поговорим в следующей части ин шаа Аллах…

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle