• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Турция: скандал столетней давности. Часть 2

Время чтения: 5 мин
2637

 

Начало: Турция: скандал столетней давности

Пример второй:

А теперь о главном, а именно: о хитрой стратегии и тактике американских протестантских миссионерских организаций, которые весьма вольготно чувствовали себя в Турции в 20-е годы прошлого века. Для полноты картины необходимо отметить, что свою деятельность они развернули в этой стране еще раньше – в османскую эпоху, в первой половине XIX века. Изначально их работа заключалась в создании образовательных учреждений в интересах христиан, проживавших в Высокой Порте. Османские султаны не возражали, ведь Ислам не предписывает ограничение религиозных свобод немусульман, живущих на мусульманских землях.

О том, чем действительно занимались протестантские миссионеры в Османской империи, а затем и в республиканской Турции, рассказывает книга турецкого историка доктора Ахмета Учара. Он написал историческое расследование о том, как в 1920-х годах ХХ века американские протестантские миссионеры христианизировали девушек-мусульманок. Эта 424-ти страничная книга так и называется: «1928’de Hıristiyanlaştırılan Kızlar» («Девушки, христианизированные в 19298-м»).

Автор пишет: «Миссионеры чувствовали себя настолько так комфортно, что даже позволяли [посторонним] присутствовать на церемонии крещения турок».

До появления упомянутой работы, доктор Ахмет Учар издал научный труд, посвященный Палестине. Тогда-то он и наткнулся на данные о том, что в Османской империи действовали протестантские миссионерские организации. Первый опыт миссионерской деятельности в Османской империи протестанты получили именно в Иерусалиме.

Но до того, в далеком 1810 году в США была создана миссионерская организация под названием «American Board», которая ставила задачу христианизации людей по всему миру. Американские протестанты приступили к своей миссии с мыслью, что «Бог дал американцам, – высшей расе, обязанность управлять миром через христианство». Кстати, в 90-е годы прошлого века они отметились даже в нашей стране, – в России. А посеянные ими тогда семена дают всходы до сих пор.

К реализации т.н. «Османской программы» миссионеры приступили в 1819 году, начав свою деятельность в Иерусалиме, т.е. в ближневосточных землях Османской империи. Протестанты, прибывшие туда из США, считали османские провинции «грешными городами». Иначе и не могло быть: индейцы для них были безбожными варварами, а мусульмане – заблуждающимися грешниками. Кругом враги, в общем. При этом, начиная свою деятельность, американские миссионеры разделились на два течения. Одна группа настаивала на том, что в массы следует нести светское образование. Эти исходили из логики, что, привлекая к себе местное население, они воспитают их как светских людей. Другая часть миссионеров провозглашала, что их главная задача – готовить врачей, а не инженеров.

Сперва в фокусе внимания миссионеров были евреи-иудеи. Однако совсем скоро они пришли к выводу, что не могут отторгнуть иудеев от исповедуемой ими религии. К тому времени мусульмане и евреи вместе выразили свой протест и избавились от существования у себя под боком такой навязчивой религиозной пропаганды1. В результате этого фиаско миссионеры начали пропаганду протестантизма среди армян и сирийцев, принадлежащих к древним восточным церквям. Миссионеры посчитали эти церкви бесперспективными и решили, что они «должны спасти эти островки, которые вот-вот утонут в мусульманском море». Работа с этим контингентом продолжалась вплоть до Первой мировой войны.

Деятельность миссионеров можно лишь с натяжкой назвать успешной – какая-то часть армян отказалась от своей религии и перешла в протестантизм.

Чуть позже, воспользовавшись объективными обстоятельствами, о которых будет сказано ниже, американские миссионеры, засучив рукава, принялись за дело в открытом ими «Американском колледже для девочек» в турецком городе Бурса. Именно здесь им удалось развернуть бурную религиозно-пропагандистскую деятельность, которая, в итоге, привела к христианизации части турецких девочек, которые учились в этой школе. Такова была плата за желание их родителей, желавших дать своим чадам добротное светское образование по западным стандартам. Но об этом чуть ниже.

Чем было вызвано стремление американских миссионеров христианизировать турок – вопрос риторический. Интереснее другое: они понимали, что мусульмане – это «крепкий орешек», и их нелегко привести в христианство. Тем более, что мусульманский кодекс поведения – шариат, равно как и этические принципы не допустили бы подобной перемены религии. Здесь уместно вспомнить миссионерский опыт Евфимия Малова (1835-1918), который занимал должность Заслуженного профессора Казанской духовной академии по кафедре противомусульманских миссионерских предметов. По данным Роберта Джераси («Окно на Восток: Империя, ориентализм, нация и религия в России» Москва, 2013), Е. Малову за 30 лет его деятельности среди татар Казанской губернии удалось крестить лишь одного мусульманина, окончившего медресе, который, кстати, пришел к нему сам, дабы поближе познакомиться с православием.

Возможно, американским миссионерам не давал покоя факт того, что турки и многие другие этносы Османской империи все еще исповедовали ислам. Полагаю, немаловажную роль в этом настрое сыграла их «врожденная» антипатия по отношению к мусульманам, столь характерная для «просвещенного» Запада, и которую он продолжает демонстрировать даже в наши дни, в частности, в лице уже упомянутого месье Макрона. В итоге, миссионеры, пришедшие на земли Высокой Порты по души иудеев, армян, греков и арабов-христиан, нацелились на турок, и тому были объективные причины.

Дело в том, что в результате вступления Османской империи в Первую мировую войну армянское население, а также греки были вынуждены покинуть Анатолию. Это не был геноцид, как твердят на Западе, а переселение, предпринятое в ответ на бесчинства против мусульманского населения со стороны армянских войск, отступавших под напором османской армии. В результате, целевая аудитория для заокеанских протестантов сильно сократилась. Здесь мы вновь затрагиваем глубокую историческую реальность, достойную самых серьезных и непредвзятых научных исследований.

Между тем, в марте 1924 года Великим национальным собранием Турции был принят Закон о централизации образования (Tevhîd-i Tedrîsât Kanunu). Закон предусматривал включение всех учебных заведений страны в ведение Министерства образования. Миссионерам пришлось искать возможность остаться в Турции. Некоторые из них считали, что пришла пора заканчивать «Османскую программу». Но, в конце концов, они решили продолжить свою миссионерскую деятельность, направив ее на мусульман. Оправдание этого решения было чисто американским: «Мы инвестировали в Анатолию в течение многих лет». «Только бизнес и ничего личного», - так, кажется, говорят?

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle