• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Современные исследования ислама в Финляндии

Время чтения: 4 мин
943

Начало: Финское исламоведение: что могут дать Вестермарк и Гранквист современной науке

Продолжаем обзор статьи Т.Сакаранахо о финском исламоведении. В предыдущих постах речь шла об экспедициях Георга Уоллина в Аравию, которые состоялись более ста пятидесяти лет тому назад. Благодаря Уоллину, а также продолжателям его дела Вестермарку и Гранквист, в Финляндии был заложен академический интерес к арабскому языку и к исламу, в целом.

Нельзя сказать, что прогресс арабистики и исламоведения в Финляндии был предметом государственной заботы и опеки. Научные исследования в этих направлениях ориенталистики во многом зависели от личной заинтересованности отдельных профессоров и их энтузиазма. Тем не менее, за прошедший век финское исламоведение достигло впечатляющих высот.

По данным Сакаранахо, к нашему времени финская арабистика, исследования по арабскому языку и литературе хорошо поставлены в Хельсинкском университете, можно даже сказать, что это научное направление процветает. Возможно, сказывается тот факт, что современные финские ученые живут в мире, который культурно и социально совершенно отличается от мира XIX века, в котором жили и работали отцы-основатели финского исламоведения. Мы живем в условиях, когда в мировой политике наблюдается рост значимости ислама и мусульманского фактора. Поэтому в последние десятилетия финские исследования ислама начали быстро расширяться. К ученым обращаются с просьбами разъяснить и объяснить явления, связанные с исламом, и таким образом сделать ислам понятным для более широкой аудитории.

Таким образом, исследования, проводимые в Финляндии, отвечают растущим потребностям различных слоев общества в достоверной и беспристрастной информации об исламе. В целом, объемы издаваемой в Финляндии научной литературы по исламу в последнее время значительно возросли. Это можно рассматривать и как отражение более общего интереса к религиям в европейских культурах, и как углубление понимания финским обществом мусульманского мира.

В некотором смысле, одним из самых фундаментальных начинаний в изучении ислама является перевод и распространение Корана на финском языке. Отрадно отметить, что первый перевод Корана на финский язык был опубликован татарином Зиннатуллой Гимадетдиновым (1886-1945) – нашим соплеменником с Нижегородчины. Свой перевод Священного писания на финский язык он издал в 1942 г.

Затем настала очередь финских арабистов-исламоведов: первый перевод Корана с арабского оригинала был сделан группой финских ученых в составе Юсси Аро, Армаса Салонена и Кнута Таллквиста и увидел свет в 1957 г.

В 1995 году из печати вышел перевод Корана Яакко Хямеен-Анттилы (род. 1963) – профессора Хельсинкского университета. Хямеен-Анттила снабдил свой перевод введением, написанным с целью «направить финского читателя в мир Корана и представить священную книгу ислама в максимально многогранной манере». Перу Хямеен-Антилла принадлежит также учебник университетского уровня. Ныне Яакко Хямеен-Анттила занимает должность профессора арабского языка и исламоведения Эдинбургского университета.

Хямеен-Анттила является одним из ведущих исследователей ислама в Финляндии. Его перу принадлежат много научных и научно-популярных трудов по исламской культуре, истории и поэзии. Ниже перечислены лишь некоторые из публикаций ученого:

  • Grammatical gender and its development in classical Arabic (1999)
  • Journey through desert, journey towards God (2005)
  • al-Asma'i, Early Arabic Lexicography and Kutub al-Farq (2005)
  • The essay and debate (al-risāla and al-munāẓara) (2006)
  • Building an identity: Place as an image of self in Classical Arabic Literature (2008)
  • The transmission of late antique culture into Islamic culture (2010)
  • Suhrawardi's Western exile as artistic prose (2011)
  • Sa'id al-Andalusi. His system of nations and the progress of science (2012)
  • Khalid ibn Safwan, between history and literature (2013)
  • The Prophet Muḥammad and the Arabian Prophecy (2016)
  • Islam and the sanctity of Jerusalem (2019)
  • Between Arabic and Persian traditions: The maqamas of Hamid al-Din Balhi (2020)

В дополнение к Корану финские ученые также изучали исламскую традицию в более общем плане, в связи с исламской медициной. Об этом писал И. Перхо (Perho, Irmeli. The Prophet’s Medicine: A Creation of the Muslim Traditionalist Scholars. Helsinki: The Finnish Oriental Society. 1995).

О суфизме писала Елена Халленберг (см.: Hallenberg, Helena Ibrahim al_Dasuqi (1255-96): a saint invented, Helsinki. 1997) и Хямеен-Анттила в статье об Ибн Араби, изданной в 2005 г. Кроме этого Халленберг и Перхо в соавторстве опубликовали сборник афоризмов и идей суфийских мистиков, живших в период с VII по XIII вв.. В этой работе они описали мистическую традицию ислама, проявляющуюся в аскетизме и мученичестве, и привели примеры мистических элементов в жизни пророка Мухаммада (см.: Hallenberg, Helena & Irmeli Perho. Heijastuksia valosta: mystikkojen islam. Helsinki: Yliopistopaino. 1992).

В 2010 году вышла в свет объемная (около 500 стр.) книга Халленберг и Перхо о национальной кухне мусульманских народов Cuisine of the Islamic World (Gaudeamus Helsinki University Press 2010). Работа необыкновенно интересна уже хотя бы тем, что мусульманская традиционная кухня преподносится как плод древних народных традиций, исламских предписаний и религиозной этики. Например, неписаное правило «каждый гость – это гость от Бога», составляет основу известного на весь мир мусульманского гостеприимства. В книге описаны также кулинарные традиции, берущие начало в жизнеописании Пророка. Отдельный параграф посвящен кухне татар Финляндии.

Этот труд Халленберг и Перхо был выбран в качестве победителя конкурса Научной книги 2010 года, получив национальную премию Финляндии в размере 10 000 евро.

Продолжение следует...

Автор: Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle