• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Таких людей можно считать лишенными всего благого"

Время чтения: 4 мин
14629

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (Сура «Али Имран», аят 159)

В этом кораническом аяте говорится о величии нашего Пророка (мир ему), о его высокой нравственности, а также о том, что он не был грубым и жестокосердным, наоборот, его сердце переполняли чувства любви и милосердия. Благодаря этим качествам, дарованным ему Господом, Пророк (мир ему) был мягок и проявил милосердие даже по отношению к тем из своих сподвижников, которые во время сражения при Ухуде ослушались его повелений, что стало причиной поражения мусульманского войска и чуть не привело к полному уничтожению всех мусульман. Как сказано в аяте, если бы он жестоко наказал их, тогда все окружающие покинули бы его.

Любовь и уважение людей заслужить нелегко. А если человек имеет отношения со всеми общественными группами, то ему тем более нелегко сделать так, чтобы все им были довольны. Так вот, упоминая в аяте об этих прекрасных чертах характера нашего Пророка, благодаря которым он заслужил любовь и уважение людей, Господь пожелал, чтобы все мусульмане в своих поступках брали с него пример. Нашему Пророку (мир ему) не нравилось грубое и жесткое поведение некоторых людей. Однако он отвечал на их поступки без грубости, стараясь их не обидеть.

Несомненно, в человеческих отношениях очень важно обладать мягким нравом, потому что грубые и жестокосердные люди вызывают у остальных ненависть, даже если обладают многими добродетелями. Люди не хотят прислушиваться к словам такого человека и стараются без особой нужды не заводить с ним дружбу. В одном хадис-шарифе сказано: «Того, кто не умеет с мягкостью обходиться с людьми, можно считать лишенным всего благого» (Муслим, “Бирр”, 74-76). Тем самым здесь обращено внимание на большое значение мягкости, нежности в отношениях с людьми. А в другом хадисе, относящемся к той же теме, говорится так:

«Сообщить ли вам о тех, кто не войдет в Ад или кого не тронет Огонь? Джаханнам не будет обжигать душевных, покладистых людей с мягким характером, которые идут людям навстречу и хорошо обходятся  со всеми» (Тирмизи, “Киямат”, 45).

Раз так, то будучи мусульманами, будем же с мягкостью и нежностью обходиться с другими. Не будем терять уравновешенность, столкнувшись с разными неприятностями. Будем контролировать свои поступки. Будем знать, что мы ничего не добьемся, проявляя грубость и обижая других.

Умение сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, не быть грубым, резким, слишком строгим, жестоким важно для всех, но еще более важно для руководителей разного ранга. Наш любимый Пророк произнес такую модитву-дуа за тех руководителей, которые с мягкостью и пониманием относятся к людям:

«Аллах мой! Если кто-то отнесется к моей умме с мягкостью и нежностью, и Ты относись к нему также» (“Муснад”, VI, 62-63).
Надо уметь идти людям навстречу, не создавать для них дополнительных трудностей. Мать правоверных благословенная Аиша (р.а.) так говорила об отношениях нашего Пророка (мир ему) с людьми: «Когда Посланник Аллаха (мир ему) мог свободно выбирать что-то одно из двух дел, то обязательно выбирал из них самое легкое при условии, что это не является грехом. Если предстоящее дело было греховным, то он сам дальше всех стоял от него. Он никогда не мстил за себя лично, если только не попирались запреты Аллаха. А если запрет Аллаха был попран, то за это обязательно наказывал» (Бухари, “Менакиб”, 23; “Адаб”, 80; “Худуд”, 10).

Одним из способов завоевать сердца людей несомненно является умение прощать и быть снисходительным. Поэтому Аллах Тааля в 152-м аяте суры «Али Имран» объявил верующим, что прощает им ошибки,  совершенные во время сражения при Ухуде, а в продолжении повелел также поступить и нашему Пророку (мир ему): «Извини же их и ты, попроси для них прощения…»

Иногда прощение воздействует на людей более сильно, чем наказание. Когда после сражения наш Пророк (мир ему) мягко и милосердно отнесся к сахабам, то это возымело на них огромное воздействие. Не случайно те, кому в тот раз простили их ошибки, позже во всех сражениях, в которых они принимали участие, беспрекословно исполняли приказы Пророка или назначенных им командиров, больше никогда не осмеливались совершать подобных ошибок.

Такое мягкое обхождение нашего Пророка (мир ему) с людьми, его сострадание и милосердие подтолкнули многих людей стать мусульманами. В продолжении аята содержится еще одно повеление Пророку (мир ему): «… советуйся с ними о делах». Это означает, что до принятия решения ему сначала следует послушать мнение сподвижников, испросить у них совета, ответить на их возражения, а после окончания совещания и принятия решения, приниматься за его исполнение, уповая на Аллаха.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle