Шариатские меры веса: микьяль
Микьяль, или кайль, — это название специальной посуды, изготовленной для взвешивания таких вещей, как вода и зерно.
Хотя микьяли бывают самых разных видов, здесь будут упомянуты лишь два из них - мудд и са (са‘). Именно в их определении имеются разногласия.
Имам Абу Ханифа считал так:
Са = 4 мудда.
Мудд = 2 иракских ратля.
Са = 8 иракских ратлей.
Иракский ратль = 130 дирхамов.
Дирхам = 70 ячменных зерен.
Имам Абу Йусуф и имам Шафии считали так:
Са = 4 мудда.
Мудд = 1 и 1/3 иракского ратля.
Са = 5 и 1/3 иракского ратля.
В книгах по фикху эти два мнения упоминаются в качестве смысловых различий. Кроме того, в них пространно излагаются аргументы обеих сторон со всеми ответами, разъяснениями и опровержениями. В прошлом находились ученые, которые понимали важность унификации мер веса. Например, досточимый Ахмадбек ал-Хусайни уладил это противоречие с помощью одного весьма красноречивого опыта: он взял сосуд, вмещающий в себя одну целую и одну третью ратля (1 1/3) фиников или пшена, и взвесил этот сосуд, наполнив его водой. Вес воды составил ровно два ратля. Затем он взял сосуд, вмещающий пять целых и одну третью ратля (5 1/3) пшена, и взвесил воду, которую туда налил. Вес воды в этом случае составил ровно восемь ратлей.
Следовательно, имам Абу Ханифа определял объем са по весу воды. Он установил, что в этом случае один са был равен восьми ратлям. Имам Шафии определял са пшеном, и установил, что са равняется пяти целым и одной третьей ратля.
Действительно, удельный вес физических объектов и тел различен. Вода, без сомнения, тяжелее пшена и фиников. Какие-либо утверждения о том, что са составляет столько-то или столько-то, без указания того, какие вещества при этом взвешивались, совершенно не верны. Каждое вещество имеет только ему присущий вес и объем. Определяя количество и объем искомых вещей, таких, как микьяль, совершенно неприемлемо заявлять, что вес ее такой-то или такой-то, умалчивая о том, какие вещи при этом взвешивались.
Имам Даракутни со слов сахабы Анаса ибн Ада (р.а.), а тот со слов сахабы Джабира (р.а.) передал следующее сообщение: «Пророк (сгв) совершал омовение одним муддом и двумя ратлями, а для полного омовения использовал один са и восемь ратлей».
Вещество, о весе которого здесь идет речь это, конечно же, вода.
«Наименьший из всех са — это наш са» (асгару-с-си‘ани са‘у-на).
Согласно свидетельству этого хадиса, в эпоху пророчества применялись различные по размеру многочисленные са. Некоторые из них использовались при исчислении заката, другие для различных жизненных расходов-нафака, а некоторые — для измерения разных веществ, например, воды. Помимо этого, в те времена существовал еще и так называемый «хашимитский са», вмещавший в себя 32 ратля воды. Этот большой са равнялся восьми са халифа Умара (р.а.), и получил известность как «хиджаджийский са». Согласно содержанию вышеупомянутого хадиса, са, использовавшийся для начисления заката или подаяния (садака), является наименьшим среди всех са. Согласно предположениям ученых мужей, са, использовавшийся для начисления заката и подаяний в век пророчества, представлял собой емкость, вмещавшую четыре пригоршни пшеницы, взятую руками среднего размера. Согласно единогласному свидетельству городских жителей «мудд», равняющийся одной четвертой са, не превышал одного ратла и был не меньше одной целой и одной четвертой ратля.
Следовательно, один са таких сыпучих веществ, как пшеница или просо оказывается равным приблизительно пяти целым и одной третьей ратля.
Знатоки хадисов передали со слов сахабы Абу Саида ал-Худри (р.а.) следующую информацию о размере праздничного подаяния по поводу окончания поста (садака-и фитр): «Во времена Пророка (сгв) мы подавали ее в размере одного са пищи или одного са фиников, или одного са ячменя, или одного са изюма».
Этот хадис, по общему признанию ученых мужей, является достоверным. Как видно из его содержания, размер праздничного подаяния по поводу окончания поста равняется одному са пшеницы.
Если мы примем один ратль за 130 дирхамов, то один са будет равен 693,33 дирхамам. Поскольку дирхам равен 3,2073625 граммам, то один са приблизительно равен 2223 граммам.
Поскольку один грамм равен 0,2344 золотника, то один са окажется равным приблизительно 321,3 золотника, или 3,347 фунта (т.е. 3,347 тысячных фунта).
В священных хадисах говорится: «Верный микьяль — это микьяль жителей Медины; а верные весы — весы жителей Мекки».
Это так, поскольку мединцы занимались земледелием и садоводством, и при купле-продаже плодов предпочитали пользоваться такой мерой веса, как кайль. Поэтому естественно, что мединский кайл был самым правильным, и на него можно было положиться. Что касается мекканцев, то они были купцами, и в большинстве торговых операций пользовались весами. Поэтому при определении точности весов опирались на Мекку. Именно по этой причине мекканские весы были точнее мединских.
Для того, чтобы утвердить в качестве эталона точности весы и кайль, досточтимый Пророк (сгв) повелел: «Верный микъяль — это микъяль жителей Медины; а верные весы — весы жителей Мекки». Этим он хотел упорядочить и унифицировать используемые людьми весы и меры веса, а также стремился закрыть путь для обмана и обвеса. Кроме того, он стремился сделать вещи, являющиеся основой межчеловеческих отношений, максимально верными и точными. Он призвал к высшей требовательности в том, что касается честности и справедливости во всех областях жизни. Иначе не было бы смысла подчеркивать особенности мекканских весов и мединских мер веса.
«Наполняйте меру и весы по справедливости» (6:152).
«Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах» (17:35).
Главным условием того, чтобы отмерять полной мерой и блюсти справедливость, несомненно, является точное определение и неукоснительное сохранение мер веса. Следует ли измерять вес вещей, которые в терминологии шариата обозначены понятием са? Ученые мужи по-разному отвечали на этот вопрос.
Некоторые считали, что взвешивание не является обязательным, поскольку нет вреда в том, что полная мера пшеницы по своему весу может оказаться меньше, чем один са. Такое мнение отталкивается от тезиса, согласно которому относительно вещей, которые в шариате измеряются в са, предпочтение отдается не весу, но объему (мисаха).
Другие говорили, что важно знать вес вещества. Так, если полный са пшеницы не достигает установленного веса, необходимо внести поправки. Ученые, которые таким образом оспаривали меру са, были единодушны в установлении ее размера посредством взвешивания. А коль так, то иджма отдавала предпочтение весу. Эти ученые утверждали: «Таковы меры предосторожности в том, что касается исполнения настоятельно рекомендуемого (ваджиб)».
Горе обвешивающим, которые требуют дать им сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами взвешивают для других, наносят урон. Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день — в тот День, когда люди предстанут перед Господом миров? (83:1-6).
В наши дни, увы, обвешивание стало обычным делом. Причем речь идет не только банальном обвешивании покупателя при взвешивании или приготовлении покупаемых им продуктов, но и о непредоставлении обещанных и оплаченных услуг, мошенничестве и других формах обмана. Конечно, времена ныне трудные, но они никогда не были легкими. Никто и не обещал, что будет легко. Стоит задуматься об ответственности за обман другого человека. Коранические айаты призывают человека именно к ответственности, честности в отношениях с окружающими. Неминуемо придет день, когда смерть заберет все материальные имущество, и за человека смогут заступиться только его деяния. Горе тому, чьи земные деяния представляли собой сплошной обман.
Айдар Хайрутдинов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.