• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Какие знания мусульманин должен получить обязательно?

7375

Достоинство знаний

Достоинство знаний

Знания, особенно религиозные, называются в исламе душой религии. Ведь знания – то есть, правильная, достоверная информация о том, Кто такой наш Создатель Всевышний Аллах, как Ему следует правильно поклоняться, что есть добро и зло, грех и добродетель – это путь к достижению довольства Всевышнего.

Ученые называются в хадисах «наследниками пророков», поскольку после окончания пророчества на земле они выполняют ту же миссию – несут людям свет знания об истине. Алим, то есть, ученый, который разъясняет людям религию, намного превосходит абида – человека, усердно поклоняющегося Всевышнему, поскольку чтобы поклонение было совершено правильно, необходимо сначала получить знания. Все создания Аллаха, не только люди, но и ангелы, и все живое в мире, постоянно возносят мольбы Аллаху за тех, кто доносит до людей правильные знания:

«Достоинство алима по сравнению с достоинством абида таково же, как моё (Пророка) достоинство по сравнению с наименее достойным из вас. Над тем, кто учит людей добру, смилостивится Аллах, и за него читают мольбу ангелы, и обитатели земли и небес, даже муравьи в муравейниках» (Тирмизи).

Даже кровь мучеников, павших в сражении, не сравнится с достоинством ученых:

«В День Суда ставят на весы чернила учёных-богословов и кровь шахидов, и чернила алимов перевешивают кровь шахидов» (Дайлами).

Если человек стремится к знанию, это признак особой любви Аллаха к нему:

«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (то есть знанием) религии» (Аль-Бухари, Муслим).

Существует огромное количество аятов Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение) о пользе и ценности знания.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

«Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9).

«Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, а тех, кому даровано знание (Он возвышает) на степени (по награде и по Своему довольству)» (сура «Аль-Муджадаля», аят 11).

«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай» (Муслим, Хаким, Тирмизи и др.).

«Нет пользы от мира сего и от всего, что в нём есть, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося» (Тирмизи, Байхаки, Ибн Маджа и др.).

«Изучение наук в течение часа лучше поклонения в течение всей ночи. Изучение наук в течение дня лучше поста в течение трёх месяцев» (Дайлами).

«Знания укрывают все недостатки, а невежество выявляет их все» (Дайлами).

«…Поистине и ангелы простирают крылья под тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).

«“Добро пожаловать, искатель знаний”, – с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится» (Имам Ахмад, Табрани, Хаким, Ибн Маджа и др.).

«Кто умрёт, будучи в поисках знаний, тот встречается с Аллахом на таком уровне, при котором между ним и пророками остаётся лишь одна ступень (пророчества)» (Табрани).

«Какой бы раб Божий ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершённых ранее» (Тирмизи, Табрани).

«Никто не приобретал чего-либо ценнее знаний, наставляющих человека на путь истины и оберегающих его от всего пагубного» (Табрани).

Какие знания считаются обязательными для мусульманина

Теперь нужно сказать о том, получение каких знаний считается обязательными для всех мусульман, а каких – лишь желательным, хотя тоже весьма похвальным делом.

Исламские ученые говорят, что обязательными считаются знания, которые связаны с обязательными для человека вопросами вероучения и обязательным поклонением. Мусульманин обязан иметь основы знаний по вопросам, относящимся к шести столпам имана – исламской веры: кто такой наш Создатель, какими качествами мы Его описываем, что можно говорить о Нем и что нельзя; как мы должны верить в ангелов; какими качествами обладали пророки (мир им всем); как мы должны верить в Писания; что такое вера в предопределение и в Судный день.

Если человек достиг совершеннолетия согласно исламу, и для него стал обязателен намаз, он должен изучить все вопросы, которые касаются совершения намаза – как правильно совершить омовение, что его нарушает, какие вещества считаются нечистотой, что считается ауратом в намазе для мужчин или для женщин, в какое время можно совершать намаз, а в какое время – нельзя, как совершать сам намаз и что его нарушает. Также для этого ему нужно научиться правильному произношению арабских букв и правилам таджвида – чтобы не ошибиться в чтении тех сур Корана, которые следует читать во время намаза.

То же самое касается вопросов поста, дозволенной и запретной пищи, ношения хиджаба для женщин. Если имущество человека достигло определенного размера, для него обязательно выплачивать закят, а значит, необходимо изучить все вопросы, которые касаются этого момента. Если человек имеет возможность совершить хадж, ему следует узнать, какие действия входят в хадж и как их правильно выполнять.

Если человек собирается вступить в брак, ему необходимо знать, какие условия для этого нужно соблюсти, какие обязанности у мужа, а какие – у жены, мужчинам также следует знать, какие слова приводят к расторжению брака, чтобы не произнести их по ошибке.

Если человек занимается торговлей или иным бизнесом, следует знать правила торговли согласно шариату, чтобы не совершить греха в этом деле – как нужно относиться к покупателям, к наемным работникам, как назначать цены и т.д.

Также для мусульманина обязательны знания о вопросах этики и морали – чем опасны гнев, гордость, расточительство, хвастовство, жадность, ревность и прочие дурные качества, и как от них следует избавляться.

Следует отметить, что такого рода знания называются фардуль-айн – то, что возложено на каждого человека. Есть еще знания, относящиеся к видам деятельности, которые называются фардуль-кифая – к примеру, знания о том, как омывать покойного, как совершать заупокойный намаз и все, что связано с похоронами человека.

В каждой местности должен быть хотя бы один человек, который обладает этими знаниями. Если же в этой местности нет того, кто занимается этим, то все мусульмане несут бремя греха. Имам или иной уважаемый для всех человек должен указать людям на необходимость выполнить фардуль-кифая.

Однако, есть области исламских знаний, получение которых не относится к обязательным вещам, которыми каждый мусульманин может заниматься по желанию. Сюда относится заучивание Корана наизусть (хифз), изучение грамматики арабского языка, тафсира Корана, наук хадиса, глубокое изучение исламского вероучения (акыды) или фикха (вопросов поклонения).

Прежде чем человек начнет их изучать – разумеется, под руководством учителей, в хорошем учебном заведении, ему следует иметь в виду следующие моменты:

1. Важно иметь правильное намерение – осознавать, зачем он вообще хочет поступить в медресе или исламский вуз, какой цели он хочет там достигнуть?

К сожалению, приходится наблюдать, как многие молодые люди, услышав о достоинствах религиозных знаний, поступают учиться, не понимая толком – нужны ли им эти знания, как они потом будут их использовать в жизни, хватит ли у них сил и терпения, чтобы закончить начатое.

Более того, для кого-то учеба в медресе – это просто возможность где-то бесплатно учиться, жить на всем готовом, просто проводя время без особых усилий. Кто-то использует полученные знания для того, чтобы похвастаться перед друзьями – что он ученый и знающий, или он проводит время в спорах в социальных сетях, чтобы показать себя и унизить других.

Поэтому студенту медресе или вуза нужно четко понимать, что знания – это путь достижения довольства Аллаха и возможность помочь другим людям избавиться от невежества:

«Кто бы ни изучил один раздел науки с тем, чтобы обучить этому других, тот получит воздаяние, равное воздаянию семидесяти правдивейших (сиддиков)» (Дайлами).

2. Учеба – это большой труд, она требует от человека немалой самоотдачи, дисциплины, усердия и терпения. Очень многие студенты не выдерживают и одного года в медресе, поняв, что учеба – это вовсе не одни удовольствия, как им казалось вначале.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О люди, знания приобретаются в результате стремления к ним» (Табрани). То есть, чтобы стать обладателями знаний, необходимо стремиться к ним, проявлять старание.

3. Знания – это большая ответственность для человека. Обладателю знаний обещаны большие награды, но с него будет и большой спрос, если он сам не будет следовать полученным знаниям, а будет грешить – или еще того хуже, будет с помощью своих знаний оправдывать совершение каких-то дурных, недозволенных поступков. Ведь ученый, имам, проповедник религии – это человек, с которого будут брать пример другие люди. А если даже такой человек будет поступать плохо, чего же можно будет требовать с обычных людей?

«О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите о том, чего не делаете» (сура Ас-Саф, 2-3).

Передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своему сподвижнику:

«О Абу Зарр, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов» (Ибн Маджа).

Также он предупреждал людей от того, чтобы учить людей чему-то хорошему, но самому этому не следовать:

«Приведут одного человека и бросят в Огонь, так что горб его будет выдаваться в пламя. Там он будет ходить по кругу, как осел ходит вокруг мельницы. Обитатели Огня соберутся вокруг него и скажут: «О такой-то, что с тобой? Разве ты не призывал нас к благому и не запрещал нам неодобряемое?» Он скажет: «Да, я призывал к благому, но не выполнял это сам; и запрещал вам неодобряемое, но сам совершал это».

4. Недопустимо под предлогом получения знаний отказываться от совершения обязательных вещей, которые могут быть возложены на человека.

К примеру, молодой человек хочет ехать в другой город учиться – но у него дома остаются пожилые и больные родители, которым некому помочь, кроме него. Нельзя предпочитать желательную вещь перед обязанностью помощи родителям. Э

то же относится и к обязанности содержать семью. Если человек женат, и у него есть жена и дети, его обязанностью является, прежде всего, поиск дозволенного пропитания для семьи, а уж потом – если у него будет на это свободное время – приобретение знаний.

5. Поступая учиться, необходимо иметь четкую цель – чего вы хотите этим достигнуть, кем хотите стать? Быть имамом, учителем в медресе, давать уроки, проповедовать религию, помогать людям? В противном случае это может быть учебой просто ради проведения времени, которой можно заниматься годами, так ничего и не добившись.

К сожалению, в нашей общине становится уже обычным делом, когда молодые люди прикрывают стремлением к знаниям свою лень, - годами продолжая числиться в каком-то учебном заведении, не занимаясь никакой полезной деятельностью и не используя полученные знания на пользу людям.

Повторим, что здесь речь идет о желательных разделах религиозных знаний – получение обязательных к этому не относится, их нужно постараться получить как можно скорее, ведь от правильных знаний зависит действительность нашего поклонения.

И для всех, кто учится – не забывайте произносить дуа для облегчения пути к знаниям:

1.

رَبِّ زِدْنِي عِلْمًا

«Рабби зидни ‘ильма».

«Господи! Приумножь мои знания!» (114 аят суры «Та-Ха»).

2.

اللَّهُمَّ انْفَعْنَا بِمَا عَلَّمْتَنَا وَعَلِّمْنَا مَا يَنْفَعُنَا وَزِدْنِي عِلْمًا

«Аллаhумма-нфа’на бима ‘аллямтана ва ‘аллимна ма янфа’уна ва зидни ‘ильман».

«О Господь! Сделай наши знания полезными, одари нас полезными знаниями и приумножь их» (ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

3.

اَلَّلهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ عِلْمًا نَافِعًا، وَرِزْقًا طَيِّبًا، وَعَمَلاً مُتَقَبَّلاً

«Аллаhумма инни асъалюка ‘ильман нафи’ан ва ризкан ҭаййибан ва ‘амалян мутакаббалян».

Смысл: «О Господь! Поистине, я прошу у Тебя полезные знания, хороший удел и деяния, угодные Тебе» (Ибн Маджа).

Анна (Муслима) Кобулова

Комментарии для сайта Cackle