750 аятов Корана, в которых Аллах призывает людей пользоваться разумом
В предыдущем посте был упомянут доктор Мухаммад Айджазул Хатиб из Дамасского университета, который сделал наблюдение о 750 аятах Корана, в которых Аллах призывает людей пользоваться разумом. Перечислить все аяты Корана из числа тех семисот пятидесяти в рамках одной статьи не представляется возможным, поэтому ограничимся их обзором, который сам по себе приводит к интересным находкам.
Начнем с того, что подобные аяты Корана призывают человека не только к изучению различных явлений природы, но и подвигáют делать выводы, которые могли бы благотворно сказаться на развитии науки, человеческой нравственности и духовности. Кроме этого, подобные аяты касаются и изучения археологии. А поскольку археология – это раздел истории, то самое время вспомнить саркастическую поговорку о том, что история же ничему не учит. Увы, даже если это замечание кажется верным, у истории придется учиться, придется брать у нее уроки, дабы не повторять ошибок, совершенных предками и не оказаться в их положении.
Но для начала остановимся на таком понятии, как деизм, поскольку аяты Священного Корана затрагивают и эту тему. В частности, на данный факт обратил внимание доктор Зия Шах. Доктор Зия Шах является практикующим врачом, работающим в США, параллельно он является главным редактором газеты «Муслим Таймс». Поэтому начнем с деизма.
Понятие деизм, происходит от латинского слова «Деус», т.е. «Бог». Согласно учению деизма, разума и наблюдения за миром природы достаточно, чтобы человек мог прийти к признанию существования единого Творца Вселенной. Согласно деистическим представлениям, Бог выступает в качестве трансцендентного (непостижимого) Абсолюта по отношению к миру, т.е. Бог создал мир, но он не вмешивается в его дальнейшую судьбу, поскольку достаточно того, что миром управляют сотворенные Богом разумные законы.
Священный Коран последовательно проводит идею о том, что мир, в котором живут люди, и вся вселенная указывают на существование Творца. Однако, в отличие от представлений приверженцев чистого деизма, Коран подчеркивает важность и незаменимость откровения, которое Бог открывает своим пророкам. В этом смысле истинный Бог оказывается не только Сущим, но и активно помогающим человечеству Живым Богом. Это отличает кораническое учение о Боге от представлений деистов, которые, хоть и верят в Бога, но не могут согласиться с тем, что ему есть дело до мира и уж тем более – до людей.
Следует понимать, что деизм является продуктом западной науки, которая в свое время вырвалась (под влиянием мусульманской философии и науки) из тисков церковного диктата и гнета инквизиции и потому питала к религии понятные чувства. В результате, часть европейских ученых вообще пришли к отрицанию религии, а вместе с ней и Бога, став яростными атеистами. Однако большая часть ученых Запада не отказались от идеи Бога, хотя и отвергли Библию. Таким образом, деизм возник в умах ученых, оказавшихся на «нейтральной полосе» между Богом и Писанием.
Неудивительно, что деизм приобрел известность среди интеллектуалов в эпоху Просвещения, и в наиболее развитых странах Запада, таких, как Великобритания, Франция, Германия и Соединенные Штаты Америки. В число тех, на кого повлияла деистическая идея, входили лидеры американской и французской революций. Последователи этого учения получали христианское воспитание протестантского толка, то позволяло им сохранять веру в единого Бога, но отталкивало их от институциализированной религии и таких ее понятий, как тройственность Бога, непогрешимость служителей церкви, и сверхъестественная интерпретация событий, таких как чудеса.
Доктор Зия Шах считает, что если бы в ту эпоху западные ученые знали бы Коран, то ход их мыслей мог бы привести к иным результатам. Если продолжить эту мысль, то можно предположить, что даже если они и не знали Коран, то ничто не мешает знать Коран тем ученым, которые являются нашими современниками.
Действительно, в течение последних ста или ста пятидесяти лет многие западные интеллектуалы приходили к пониманию Бога благодаря знакомству с Кораном. И не только деисты оказались под впечатлением от его содержания, но даже атеисты. И подчеркиваю особо: поскольку речь идет об образованных, думающих людях, то это означает, что истинность коранического послания открывается прежде всего для тех, кто рационален, кто опирается на свой ум и свои выводы. Поэтому те, кто слепо блюдет традицию, ведом стереотипами и верит в очевидную бессмыслицу, наряженную в одеяния святости, но не пользуются умом и рассудительностью, те вряд ли способны оценить истины, озвученные в Коране.
Приведем свидетельство одного такого думающего человека – Мухаммада Мармадьюка Пиктхолла, – одного из первых британцев, принявших ислам. Вот что пишет Пиктхолл о двух аятах из суры «Корова»: «Эти два аята являются дополняющими друг друга. Там, где есть осознание величия и владычества Аллаха, то и в религии нет принуждения. Люди выбирают свой путь – верность, или противодействие. И для тех, кто выступает против, достаточно в качестве наказания даже того, чтобы они все дальше и дальше уходили от света истины».
Какие аяты подразумевает Пиктхолл? Речь идет о 255-м аяте суры Корова, называемом «Айат аль-Курси» («Тронный аят»), и следующем на ним аяте 256. В Тронном аяте описывается Всемогущий Бог, которому принадлежит все, что есть на земле или на небесах. Вспомним его:
«Бог – нет иного божества, кроме Него, – Живого, Самодостаточного. Ни дремота, ни сон не овладевают Им. Ему принадлежит то, что на Небесах, и то, что на Земле. Кто тот, кто способен заступиться перед Ним, если только не с Его разрешения? Он знает, что до них, и что после них; а они не охватывают ничего из Его знания, кроме того, что Ему угодно. Его знание простирается на небеса и землю; и забота о них не обременяет Его; и Он – Высокий, Великий».
Следующий аят озвучивает основополагающий принцип, к которому должны прислушаться все: и верующие, и неверующие: «В религии не должно быть принуждения. Воистину, добро стало отличным от зла; поэтому тот, кто верит в Аллаха и отказывается быть ведомым теми, кто преступает закон, то, воистину, он ухватился за крепкую опору, для которой нет сокрушения. Аллах – Слышащий, Знающий» (Корова, 2:256).
Если мы обратимся к сообщениям источников о Мухаммаде Мармадьюке Пиктхолле, то увидим, что он принадлежал к когорте высокообразованных людей своего времени. Пиктхолл родился в 1875 году и покинул этот мир в 1936 г. Он был писателем-романистом, занимался журналистикой, занимал пост директора школы, а также оставил о себе след как политический и религиозный лидер. В 1917 году Пиктхолл принял ислам, оставив христианство, и даже стал мусульманским ученым. Ему принадлежит перевод Корана на английский язык под названием «Смысл Славного Корана» (The Meaning of the Glorious Koran). Перевод Корана Пиктхолла является одним из наиболее широко известных и используемых в англоязычном мире.
Перевод Корана Пиктхолла снабжен краткими введениями к сурам. Сам Пиктхолл считал эту работу вершиной своей деятельности. Поскольку Пиктхолл понимал невозможность идеального перевода арабского языка на английский, то он назвал свою работу не переводом, но использовал слово «смысл». Перевод Корана Пиктхолла был санкционирован исламским университетом Аль-Азхар, а литературное приложение газеты «Таймс» высоко оценило его усилия, назвав ученого «выдающимся переводчиком», а саму работу «большим литературным достижением».
В качестве религиозного деятеля Пиктхолл, который называл себя «мусульманином-суннитом ханафитской школы», участвовал в деятельности ряда исламских организаций. Например, он читал пятничные проповеди в мечети Шах-Джахана в Уокинге, а также мечети в Восточном Лондоне. Некоторые из его хутб (проповедей) имама Пиктхолла впоследствии были опубликованы. Имея журналистско-редакторский опыт, имам Пиктхолл в течение года руководил работой Исламского информационного бюро в Лондоне], которое выпускало еженедельную газету «Мусульманское обозрение».
Продолжение следует...
Автор: Айдар Хайрутдинов