Женщина в Исламе / Взаимоотношения

Исламская линия доверия: "Я стала проявлять дома агрессию, что делать?"

764

Как справитья с обидами

Как справитья с обидами

Вопрос.

Мне 27 лет. В последнее время я стала проявлять дома агрессию. Причем, на события давности нескольких лет и на тех людей, с которыми я сейчас уже не имею дела. Я просто возмущаюсь и начинаю злостно говорить о том, что было, к примеру, лет 5 назад. Я вспоминаю случаи из жизни и людей, которые меня очень сильно обидели.

По натуре я очень ранимая и чувствительная,  мне сложно дать отпор, возмутиться на несправедливое отношение ко мне на месте происшествия и тому, кто плохо ко мне относится. Я чувствую себя совершенно незащищенной. И таких ситуаций очень много накопилось, когда я проглатывала несправедливость и негативные эмоции в отношении меня. Поэтому я боюсь заводить друзей, никому не доверяю.

Меня словно прет в стенах моего дома, потому что терпеть уже нет сил. Я ничего не забыла и завидую людям, которые умеют легко прощать и отпускать ситуацию. Не знаю, как мне унять мой гнев и как перестать копить все это в душе. Нет больше сил…

Ответ с точки зрения психологии:

Хвала Аллаху, Милостивому и Всемилующему! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей! Аминь.

Вы правильно заметили, что накопили за многие годы негативные эмоции, которым не было выхода. То есть, вы реагировали внутри себя на происходящие события, но удерживали себя от ответа обидчику. И со временем боль не стихала, а лишь дожидалась своего времени, чтобы вылиться, подобно переполненной чаше.

Почему это происходит дома? – Потому, что в родных стенах вы чувствуете себя безопасно. Вы чувствуете, что подобное явление не делает вас счастливой, забирает много времени и энергии. Вы устали от своего душевного состояния. В вопросе «как перестать копить все это в душе?» уже и есть ответ и половина решения вашей проблемы.

Но начнем с того, как быть с тем, что уже накопилось и выливается из чаши вашего терпения. Во-первых, вы выбрали отмалчиваться в свое время, но ваше терпение не было осознанным и добровольным. Вы просто подавили свои эмоции, которые, как бомба замедленного действия, сейчас дает о себе знать. И на этом этапе важно заново прожить эти ситуации и так, как вам хотелось бы.

К примеру, вам не понравилось как в саду кто-то грубо вырвал у вас из рук яблоко и начал при вас его есть. В ваших воспоминаниях вы должны прожить свои эмоции – дать им описание, понять чего же вы хотите на тот момент, и сделать это. Например, в случае с яблоком, вы вспоминаете, как недовольство подкатывает к вам и появляется желание вернуть утерянное. И тогда вы проживаете свою эмоцию, осознаете эту свою потребность и в воспоминаниях вступаете в контакт с обидчиком. Вы требуете вернуть свое яблоко, предпринимаете для этого адекватные меры.

Поймите, что здесь важно не вернуть себе яблоко, а заново прожить ваши переживания, осознать потребности и сделать соразмерное с вашими силами и возможностями адекватное действие, которое облегчило бы ваше эмоциональное состояние. Даже если этот человек уже давно у вас на глазах съел ваше яблочко, важно вступить с ним в контакт и показать свое отношение к его действию. Тогда не будет эмоциональных застоев, которые на протяжении нескольких лет не дают вам спокойствия.

Есть стимул – есть реакция – есть действие, а затем покой. Если удержать себя на одной из этих фаз, то цепочка последующих событий застынет на одной из этих фаз. В вашем случае, есть стимул и есть реакция на это, но нет действий, а значит и покоя. Понимаете? И эта стратегия вашего поведения привела к тому, что в вас уже нет места терпеть волну эмоциональных реакций, которые не находят своего применения. И вам ничего более не остается, как просто злостно выговаривать свою боль, опустошая, таким образом, свою душу.

Я предлагаю вам делать это осознанно, менять себя и события в прошлом. В вашей жизни так и будут встречаться такие ситуации, пока вы не научитесь экологично для себя и окружающих реагировать на все это. Ведь Аллах желает, чтобы вы стали чище и лучше перед Ним, ин ша Аллах. Воспринимайте эти события, как испытание. Пожимайте от каждой такой ситуации мудрый урок, старайтесь меняться к лучшему, быть сильнее.

Можно писать себе письма из прошлого на протяжении нескольких дней (например неделю), где вы детально описываете ситуацию, свои эмоции. Пока на место недовольству не придет тишина, пока не останется того, о чем вам хотелось бы написать самой себе. Если хотите поплакать, то плачьте. Храните эти письма в укромном месте, перечитывайте их, а затем делайте с ними все, что хотите.

Возможно, также написать письмо любви к себе и как вам хотелось бы, чтобы люди обращались к вам. Опишите свои светлые эмоции и ожидания. Так вы лучше себя поймете, чего вам хочется в этой жизни. И настроите себя на позитивные изменения в ней, ин ша Аллах.

Но, все же, лучше все эти воспоминания прорабатывать очно с психотерапевтом. Он поможет удерживать в вас осознанное проживание вами переживаний, понять ваши желания и помочь осуществить их адекватными способами. Обученный человек поможет вам найти ошибки в вашем поведении, которые приводят к нежелательным вами последствиям. Ведь со стороны виднее, да и человек обучался тому, чтобы видеть эти ошибки и направлять вас по выбранному вами пути.

Научившись входить в контакт с собой и окружающими людьми, вы станете более устойчивой к стрессу. В вас уже не будет такого неконтролируемого  гнева, ин ша Аллах. Главное понять, что неугодные вам события из прошлого вновь и вновь будут встречаться вам уже в настоящем и с другими людьми, пока вы не поменяете себя. И психотерапевт поможет вам найти ту вашу стратегию поведения, которая приводит к вашим душевным мукам. Если угодно Аллаху!

Всевышний говорит в Коране: «Скрываете вы свои речи или произносите их вслух, прячетесь вы ночью или открыто передвигаетесь днем – все вы равны перед Аллахом. Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха. Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них властелина, кроме Него» (Сура «Ра’д», аяты 10-11).

Также, хотелось бы, чтобы вы остановили свое внимание на том, чтобы не просто не допускать удерживания вами негативных эмоций, умели адекватно выражать свою позицию в спорном вопросе и также адекватно идти к своей цели. Но чтобы вы еще знали, как иначе можно отнестись к событиям в вашей жизни.

Да, можно и нужно уметь входить в контакт со своими переживаниями и ощущениями в теле, успешно взаимодействовать с окружающим миром. Но не менее важно менять свое осознание так, чтобы в вашем сердце было больше места терпению, состраданию и прощению. И это должно происходить именно на уровне осознанного терпения, а не просто отмалчивания и того, чтобы затаилась обида в душе. Ведь обида не что иное, как высокомерие. В нем есть посыл: «Я достоин лучшего, чем у меня есть». Поэтому, нужно очень внимательно относится к этим вопросам и стараться менять свой нрав так, чтобы Аллах был доволен нами.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Он не любит высокомерных» (ан-Нахль, 16:23).

«Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь высотою гор! Всё это зло ненавистно твоему Господу» (аль-Исраъ, 17:37-38).

Всевышний Аллах также сказал: «Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных» (аль-Къысас, 28:83).

«Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов» (Лукъман, 31:18).

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдёт в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку».

Один из услышавших это сказал: “Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!”

На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Поистине, Аллах – Прекрасен, и Он любит прекрасное. Однако высокомерие – это неприятие истины и презрение к людям» (Муслим).

Абу Саляма ибн ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф рассказывал: “Как-то встретились на холме Маруа ‘Абдуллах ибн ‘Умар и ‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен ими Аллах) и стали разговаривать между собой. Затем Ибн ‘Амр ушёл, оставив Ибн ‘Умара плачущим. Когда же его спросили: «О Абу ‘Абду-р-Рахман, что заставило тебя плакать?» Он ответил: «Ибн ‘Амр утверждает, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Того, в сердце которого было высокомерие весом с пылинку, Аллах ввергнет лицом в Огонь»” (Ахмад).

‘Убайдуллах ибн ‘Ади передал: “Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), стоя на минбаре сказал: “Поистине, когда раб Аллаха проявляет скромность ради Аллаха, Аллах увеличивает его мудрость и говорит: «Возвысься, да возвысит тебя Аллах!» И такой человек считает себя жалким, хотя в глазах людей он возвышенный. И поистине, когда раб Аллаха проявляет высокомерие, преувеличивая своё положение, Аллах опускает его на землю и говорит: «Удались, да удалит тебя Аллах!» Такой человек считает себя важным, тогда как в глазах людей он низок. Более того, в глазах людей он презреннее, чем свинья” (Абу Дауд в “аз-Зухд).

«Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (аль-Худжурат, 49:13).

Я желаю вашей душе благословенной сакины. И хвала Аллаху, Господу миров! Аминь.

Эльвира Садрутдинова

Социальные комментарии Cackle
Home