Вероучение

Возможно ли равновесие между мирской жизнью и ахиратом?

3434

Примерно в шестидесяти аятах Корана содержится нейтральный подход к земной жизни, в пятидесяти аятах ей придается негативное значение, а в семи аятах позитивное.

Примерно в шестидесяти аятах Корана содержится нейтральный подход к земной жизни, в пятидесяти аятах ей придается негативное значение, а в семи аятах позитивное.

«Поистине, ахират для тебя лучше, чем этот мир» (Сура «Духа», аят 4).

Коран характеризует нашу земную жизнь как обманчивое наслаждение (Али Имран, 3:185), как игру и потеху (Ан’ам, 6:32), утверждает, что преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с ахиратом ничтожно (Тауба, 9:38). Следующие аяты в весьма ясном виде представляют нам данное положение:

«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней, а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь. Богатство и сыновья – украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (Кахф, 18:45-46).

Примерно в шестидесяти аятах Корана содержится нейтральный подход к земной жизни, в пятидесяти аятах ей придается негативное  значение, а в семи аятах - позитивное. Однако мы должны очень хорошо понимать, что этот негативный подход не связан с ее онтологическим устройством, а относится к такому образу жизни, когда предпочитают пренебрегать ахиратом. Исходя из этого, становится понятно, что выражение “земная жизнь” используется в Коране скорее в качестве нравственного и религиозного термина. При этом надо брать во внимание, что земная жизнь, не препятствующая исполнению благих дел, является мешру (допустимой) и мубах (невозбраняемой). Она может быть наполнена благами и счастьем.

Вместе с тем, когда возникает необходимость выбора между этим миром и ахиратом, предпочтение нужно отдавать ахирату, как это указано в приведенном в начале нашей темы аяте. А противоположное поведение осуждается, поскольку те неверующие, которые предпочитают земную жизнь ахирату, пребывают в глубоком заблуждении (Ибрахим, 14:3). Данное положение еще точнее поясняется в тех аятах, в которых жены Пророка предупреждаются о том, что они должны выбирать или земную жизнь с ее украшениями, или Аллаха, Его Посланника и ахират (Ахзаб, 33:28-29).

Наш Пророк видел себя в мирской жизни лишь путником, никогда не забывал о пристанище вечности, готовился к нему и своей умме советовал поступать так же. Он сравнивал эту жизнь с деревом около дороги, в тени которого можно отдохнуть во время длительного путешествия (Ибн Маджа, “Предостережение от сомнительного”, 3).

В итоге можно сказать, что мусульманин не должен пренебрегать ни ахиратом ради мирского, ни земной жизнью ради ахирата. Он должен соблюдать равновесие между ними. Мы обязаны действовать с пониманием того, что земная жизнь является ареной испытания. И надо рассчитывать свои действия, пользуясь предоставленной нам возможностью. Тем более что наше положение в ахирате станет своего рода результатом наших стараний в этом мире. Кто слишком увлекается земными благами и отодвигает подготовку к ахирату на задний план, на самом деле очень сильно вредит самому себе.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle
Home