Посещение могил. Что это - Сунна Пророка (мир ему) или новшество?
Вопрос.
Является ли новшеством выходить в путь для посещения могилы?
Ответ.
Нет, не является. Те, кто утверждают, что выходить в путь для посещения могил является новшеством, в доказательство приводят следующий хадис: «Не следует выходить в путь для посещения мечети, кроме как трёх (в Мекке, Медине и в Иерусалиме)». В этом изречении Пророк (мир ему) никак не запрещает посещать могилы.
Пророк говорит о том, что если в населённом пункте поблизости есть мечеть, где можно совершать поклонение (‘ибадда) или и‘тикаф, то не следует отправляться в мечеть, расположенную в другом городе или в другой стране для совершения поклонения, поскольку вознаграждение за совершение богослужения во всех мечетях одинаково, и поездка в другие мечети окажется лишней тратой денег, времени и сил.
Но исключение составляют вышеперечисленные три мечети (в Мекке, Медине и Иерусалиме), вознаграждение за богослужение в них увеличивается многократно. Но о могилах здесь речь не идёт.
Посещение могил (зиярат) является сунной, и путь к ним также является сунной. А степень вознаграждения зависит от того, что и кого посещают, а также от искренности намерения посещающего.
Доказательств дозволенности посещения зиярата очень много:
1) Зиярат - это сунна.
2) Имам Ахмад передал: «Посланник Аллаха (мир ему), посылая Му‘аза (р.а.) в Йемен, сказал ему: «Ты, наверно, посетишь потом мою мечеть и могилу».
3) Ибну ‘Асакир и имам Малик передали: «Сподвижник Билал (р.а.) после возвращения из Шама посетил могилу Посланника Аллаха (мир ему)».
4) Хаким передал от Али-асхаба (р.а.): «Фатима, дочь Пророка (мир ему), каждую пятницу посещала гору Ухуд и могилу господина шахидов Хамзата»;
5) Ни один из сподвижников Пророка (мир ему), табиинов, имамов и последующих истинных ученых-богословов не утверждали, что это запрещено, наоборот, все подтверждали желательность этого деяния.
Только спустя семь столетий после Пророка (мир ему) Ибну Таймия стал утверждать о запрещении совершения зиярата. И в наше время появились невежды, которые, следуя его заблуждениям, распространяют лживые утверждения о запрете посещения зиярата. Поэтому мусульманам следует остерегаться этих людей и их речей.
Конечно, женщинам без сопровождения близкого родственника (махрама) отправляться в дальний путь для посещения зиярата запрещено.
Также по этой теме читайте:
Следуем Сунне: 6 правил посещения кладбища
Могут ли женщины посещать кладбище (совершать зиярат)?
Islam-today