• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему мужчина получает большую часть наследства, нежели женщина?

Время чтения: 4 мин
5048

Мы живем во время, когда ввиду своей субъективной ограниченности, люди, считающие себя воплощением прогрессивного просвещения,  не понимая всей глубины значимости и мудрости, заложенных в повелениях Всевышнего, спешат обвинить ислам в несправедливости, а его последователей причисляют к регрессивной части общества.

Распределение наследства в исламе – как раз одна из тем, где, на первый взгляд простого обывателя, не желающего вникать в тонкости божественной мудрости, доминирует принцип дискриминации, ибо мужчина получает 2/3 наследства, а женщина лишь 1/3. Однако на самом деле, наоборот, этот принцип служит примером социальной справедливости и человеческого милосердия. Для того, чтобы разобраться во всем этом, представим картину, царившую в доисламский период.

До прихода ислама женщина не получала наследства, а порой она сама, подобно вещи, могла перейти по наследству кому-либо. И ее мнением никто не интересовался. Правом на наследство могли обладать лишь сильные мужчины, которые были в состоянии с оружием в руках защитить себя и свое право на имущество. Если вы убеждены, что подобная картина была присуща исключительно полудиким племенам, населявшим аравийский полуостров, хотелось бы посоветовать не полениться заглянуть в историю и других народов тоже.

К Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришла жена Сад бин Раби’(да будет им доволен Аллах) вместе с двумя своими дочерями и сказала:

- Это дочери Сада, их отец погиб при Ухуде. А  теперь их дяди забрали все имущество, не оставив им ничего! Но они не смогут выйти замуж, не имея приданного.

Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха), выслушав женщину до конца, сказал лишь:

- Аллах ниспошлет свое повеление по этому вопросу.

После чего был ниспослан следующий аят Священного Корана: «Повелевает вам Аллах  [при распределении наследства родителей] детям передавать из расчета: мальчикам в два раза больше, чем девочкам. Если же [у покойного или покойной остались две] и более дочерей [а сыновей нет], то им [передаются] две трети [всего наследства]. Если же [у покойного или покойной из детей лишь] одна дочь, то ей — половина [всего наследства]. [Если у покойного или покойной лишь один сын, а дочерей нет, то он забирает все (после того, как обязательные отчисления будут произведены другим близким родственникам); если сыновей двое, а дочерей нет, тогда они забирают пополам все оставшееся после обязательных распределений.]

Если же [у покойного, покойной остались] родители, то каждому из них [передается] шестая часть из оставленного [и это в том случае], если у него [у покойного или покойной] есть дети. Если же детей нет, а родители есть, тогда матери [покойного передается] треть [наследства]. В случае же, когда есть братья [или сестры, двое или более] у него [у покойного или покойной], тогда матери – шестая часть. [Если у покойного лишь один брат или одна сестра, тогда матери покойного передается треть наследства.]

[А распределение наследства между родными покойного начинается] после передачи соответствующих материальных ценностей согласно завещанию [если таковое имеется, но размер выплат по нему не может превышать одной трети от всего наследства] и после уплаты долгов. [Выплата долгов крайне важна для положения покойного в период ожидания Судного Дня и в вечности, даже если исполнение финансовых обязательств усопшего (письменно оформленных при свидетелях) оставит наследников и тех, кому было что-то завещано, ни с чем].

Вы не знаете, кто вам ближе (дороже) – ваши родители или дети. [Упомянутые формы распределения наследства возведены] Аллахом  в ранг обязательного [независимо от того, к кому и как вы относитесь, кого любите больше, а кого меньше]. Воистину, и нет сомнения в этом, Всевышний в полной мере обо всем осведомлен [ничто нельзя сокрыть от Него] и бесконечно Мудр» (сура ан-Ниса, аят 11).

Тем самым аят объявлял и женщину и ее детей полноправными наследниками, признавая ее права человека и члена общества, чего явно не было ранее.

Что касается распределения долей, то для этого необходимо взглянуть на роль мужчины и женщины, которую им отводит ислам. Дело в том, что если эталон «равноправия» современного общества превратил женщину в «добытчика» и «кормильца», то ислам определил эту роль для мужчины, природа которого создана именно исходя из этих жизненных целей. Женщина же должна создавать уют для мужчины в том самом доме, ради благополучия которого он тратит свою энергию. В момент пока девушка, будучи не замужем живет у родителей, обеспечивать все ее потребности является обязанностью отца.

Вся тяжесть финансового обеспечения ложиться именно на плечи мужчины, и поэтому, ради торжества справедливости, сильная половина человечества получает больше наследства, которое потратит в итоге на тех, о ком он должен заботиться. Женщина же вправе распоряжаться своим наследством на свое усмотрение, и никто не может заставить ее потратить эти средства на мужа или на обеспечение семьи.

Мудрость и Милость Творца безгранична, и лишь наша собственная ограниченность не дает нам увидеть их величие и осознать масштабность.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle