• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Могут ли мусульмане пользоваться услугами банков?

Время чтения: 5 мин
16655

Встречаются люди, которые утверждают, что риба – часть нарождающейся культуры взаимоотношений между людьми, достижение, на которое опирается наша жизнь и потому быть культурным человеком без риба невозможно.

Встречаются люди, которые утверждают, что риба – часть нарождающейся культуры взаимоотношений между людьми, достижение, на которое опирается наша жизнь и потому быть культурным человеком без риба невозможно.

Вопрос:

Каково отношение правоверных к банковской системе? Могут ли мусульмане пользоваться услугами банков  - получать в финансово-кредитных учреждениях ссуды, открывать счета, покупать акции, играть на фондовых биржах? Как относится к подобным вещам Шариат?

Ответ:

В основе банковской системы лежит получение прибыли за счет процентов или риба. Риба бывает двух видов.

Первый вид – так называемая, «риба насия» имеет в виду просроченные долги, увеличением срока просрочки возрастает и сама сумма долга. Этот вид риба был распространен во времена джахилии и имел особо извращенный и жестокий характер. О степени ее недозволенности есть упоминание и в Благородном Коране.

Второй вид носит название «риба фадль». О том насколько запретно и недозволенно  ее использование раскрывается в риваятах, которые были переданы из уст Губадату ибн ас-Самитом и Абу Сагидом аль-Худри.

Известно высказывание Абу Сагида: «Не обменивайте один дирхем на два дирхема, так как есть вероятность впасть в риба». Использование риба фадль недопустимо потому как она является ступенью к применению риба насия. Некоторый оттенок сомнения в использовании риба фадль вносит утверждение  ряда сахаба и таби’инов таких, как хазрати Абдуллах ибн Умара (есть риваят о том, что впоследствии он отказался от своих слов) ибн Аббаса (сомнительно, что он пересмотрел свой взгляд) Усама ибн Зейд, Ибн аз-Зубейр, Зейд ибн Аркам, Сагид ибн аль-Мусайиб, Горва ибн аз-Зубейр о том, что данный вид риба допустимо в использовании. Основанием для их этого утверждения служит следующий благородный хадис, «риба возможна лишь в том случае, когда некая сумма выдается на определенный срок». Этот хадис упоминается в в двух книгах «Сахих», которые переданы Усамой ибн Зейдом.

Заметим, что если бы недозволенность риба-фадль была упомянута в Коране, то это служило бы веским доводом и не оставляло бы места к различным противоречивым мнениям. Проценты начисляются на сумму и недозволенность-харам риба фадль становится очевидной. Когда возникает потребность в средствах и клиент вынужден прибегнуть пользованию услугами банка, Шариат допускает применение риба-фадль.

Извлечение процентов-прибыли  из банковских услуг, когда клиент ввиду того, что вынужден воспользоваться  средствами банка, но, не переступая черту, за которой наступает риба-насия будет полезно. Однако отличить эту тонкую грань способны лишь лица, имеющие специальное образование и соответствующий опыт.

Вполне допустимо, когда процентная система банка не причиняет урон  заемщику и с точки зрения Шариата разрешается пользование услугами этого банка, несмотря на то, что большинство улемов считают  использование риба – недозволенным деянием. Рассматривая вопрос о извлечении прибыли из ссужаемой суммы, хукмы Шариата ставят целью предостережение и предупреждение правоверных от недозволенного и порицаемого в Исламе.

Встречаются люди, которые утверждают, что риба – часть нарождающейся культуры взаимоотношений между людьми, достижение, на которое опирается наша жизнь и потому быть культурным человеком без риба невозможно. Якобы народы, не пользующиеся преимуществами риба, лишены возможности интеллектуального и экономического развития.

Однако эти утверждения лживы по своей сути. Ведь в том случае, когда все народы, отказавшись от риба, примутся добиваться прибыли естественным образом (извлекая ее из торговли, промышленности и земледелия) и поддерживая неимущих не прибегая к риба, их жизнь станет прекрасной и будет строиться на милосердии, взаимопомощи и доверии, благодаря чему они достигнут больших высот. Арабский мир достиг своего высшего могущества и процветания когда исламское общество не знало что такое риба. Запрет ее со стороны Ислама позволило культурному возрождению народа, достижению им благоденствия. Потому что Шариат позволяет человечеству корректировать свои деяния в этой жизни и достойно готовиться к предстоящей, воспитывать и поправлять свой нафс. 

Прошли те времена, когда какой-либо народ или отдельная нация имели возможность жить обособленно. В настоящее время весь мир представляет из себя рынок, а мусульмане вынуждены вступать в торгово-экономические отношения со странами, в которых экономика и финансы находятся в прямой зависимости от риба. Так что количество народов и стран, которые не могут вступить в торговые, финансовые взаимоотношения, чтобы избежать процентной политики банков, сведено к минимуму. Естественно, тот человек, который способен обойтись без услуг со стороны банковских структур, без начисленных ими процентов, должен сторониться всего этого. В противном случае не следует терять свое место в рыночных отношениях, свертывать свой бизнес и терпеть крах.

В этом случае необходимо придерживаться следующего правила: «По мере разумной необходимости в разумных пределах запретное возможно на некоторое время превращается в дозволенное – халяль». Суть данной проблемы подробно раскрывается в благородных аятах и хадисах, в изречениях исламских правоведов и ученых. (прим.: касаясь вопросов риба, следует заметить что во времена издания данного журнала проблемы получения кредита в банке и открытия счета с целью накопления средств еще не были досконально изучены. И только за прошедший век мусульманские ученые, изучив опыт деятельности банковской сферы пришли к единому мнению о том, что и получение процентов с сумм, и выдача кредитов, безусловно, запретно и является харамом. Сие деяние отражается разрушительным образом на экономике государства и превращает простых людей в рабов в финансовом отношении).

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle