• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Мне очень захотелось есть, и я нарушил пост. Как быть?"

Время чтения: 3 мин
25481

Вопрос.

Мне очень захотелось есть, и я нарушил пост во время месяца Рамадан. Как мне в данном случае искупить свою вину?

Ответ.

Ваше деяние относится к категории намеренного нарушения поста. В этом случае искупление (каффарат) считается ваджибом. Если это обычный пост, а не пост месяца Рамадан, то искупления (каффарат) не требуется, а достаточно лишь возмещения (када).

Причиной необходимого искупления в данной ситуации является пренебрежение священным месяцем Рамадан, легкомыслие и несерьезное к нему отношение. Однако, если причина нарушения поста исходит от незнания или по забывчивости, то в таких случаях искупления не требуется.

Согласно ханафитскому и маликитскому мазхабам во время поста Рамадан намеренный прием пищи или питья рассматривается наравне с намеренным половым актом и необходимо совершать искупление (каффарат).

Обязательность искупления исходит из хадиса, переданного Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах):

«Однажды один человек пришел к Пророку (мир ему) и заявил: «Я пропал!»

Посланник Аллаха (мир ему) спросил у него: «А что послужило причиной этому?»

Тот ответил: «Я совершил половой акт со своей супругой».

Тогда Пророк (мир ему) спросил: «Можешь ли найти средства для освобождения невольника?»

Тот ответил: «Нет!»

Пророк (мир ему) сказал: «Тогда тебе нужно поститься 60 дней».

«У меня нет сил на это», - последовал ответ.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Можешь ли найти средства, чтобы накормить 60 человек?»

Тот опять ответил: «Нет!»

В это время к Посланнику Аллаха (мир ему) принесли корзину фиников (вместимостью 15 «са»), он передал ее тому человеку и сказал, чтобы он раздал их нуждающимся. Однако тот спросил: «А есть ли более нуждающиеся, чем мы?»

Пророк (мир ему) рассмеялся и повелел: «Иди и ешь их со своей семьей!» [Бухари, Саум, 30, Хиба, 20; Муслим, Сийам, 81; Тирмизи, Саум, 28].

Как следует из хадиса, может быть три варианта искупления поста:

– Освобождение невольника.

– Соблюдение поста.

– Угощение нуждающихся.

Исходя из современных реалий освобождение невольника отпадает. Поэтому намеренно нарушившему пост необходимо 2 месяца подряд соблюдать пост. Если же на это не хватает сил, то нужно накормить 60 бедняков.

Человек, намеренно прервавший пост, совершает серьезное нарушение. По этому поводу Посланник Аллаха (мир ему) в другом хадисе сказал: «Кто прервет пост во время месяца Рамадан, подлежит тому же искуплению (каффарат), что и тот, кто совершил «зихар» (вид развода в доисламской Аравии) [Ибн Хумам, Фатх аль-Кадир, 2/70].

Таким образом искупление за “зихар” и за намеренное нарушение поста приравнены. Это подтверждается следующим аятом Священного Корана:

“Те, которые объявляют своих жен запретными для себя, а потом отрекаются от сказанного, должны освободить одного раба прежде, чем они прикоснутся друг к другу. Этим вас увещевают, и Аллах ведает о том, что вы совершаете. Если кто-либо не сможет сделать этого, то он должен поститься в течение двух месяцев без перерыва прежде, чем они прикоснутся друг к другу. А кто не способен на это, тому надлежит накормить шестьдесят бедняков. Это делается для того, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его посланника. Таковы ограничения Аллаха, а для неверующих уготованы мучительные страдания” [Сура аль-Муджадиля 58:3-4].

Если прерывание поста произошло в результате хайда, нифаса или же по какой-либо другой уважительной причине, совершение искупления (каффарат) необязательно.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle