• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

В каких случаях человек ОБЯЗАН прервать пост в месяц Рамадан?

Время чтения: 6 мин
94402

Вопрос.

Назовите, пожалуйста, условия, при которых человек может не соблюдать или прервать пост в месяц Рамадан?

Ответ.

Согласно Исламу, существует ряд уважительных причин, при которых пост можно не соблюдать. В таких случаях можно прервать или же не соблюдать пост вообще:

1. Сафар (нахождение в пути).

Тот, кто в месяц Рамадан собирается в путь на срок не менее трех дней, и на расстояние, куда путь составляет более 18 часов, может с вечера не делать намерение соблюдать пост. Если же человек вышел в путь днем, уже соблюдая пост,  то он обязан продолжать его. Но если он все-таки решит прервать пост, то впоследствии нужно будет этот день поста восполнить (када). Каффарат - то есть искупление за сознательное нарушение поста без уважительных причин, в этом случае не требуется. Так как пост был нарушен в силу уважительной причины.

Всевышний предоставил значительные послабления для больных и путников. Как повелевается в Коране:

«А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней в другое время» [Cура аль-Бакара 2:184].

Если позволяют возможности, желательно в пути соблюдать пост, так как в последней части вышеприведенного аята говорится: «А если кто- либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него. Вам лучше поститься, если бы только вы знали это».

2. Болезнь.

Если кто-то опасается, что в результате соблюдения поста болезнь может усугубиться, или есть угроза умереть, он может не соблюдать пост или прервать его. Но после полного выздоровления пропущенные дни поста следует возместить.

Если человек страдает чесоткой, у него болит зуб или палец, нарывает чирей или мучают подобные болезни, которые не представляют особой опасности, ему не позволяется нарушение поста. А чтобы понять, может заболевание привести к тяжелым последствиям или нет, нужно обратиться к специалисту-медику.

Среди заболеваний, вследствие которых можно не соблюдать пост, мусульманские медики перечислили следующие: тяжелое сердечное заболевание, туберкулез, воспаление легких, раковые заболевания, запущенные почечные заболевания, закупорка вен, камни в мочевыводящих путях, тяжелая форма сахарного диабета, вероятность выкидыша.

3. Беременность или кормление ребенка.

Если во время месяца Рамадан кормящая или беременная женщина опасаются за здоровье ребенка или свое, то она может не соблюдать пост. Но впоследствии эти пропущенные дни необходимо возместить. Женщина, кормящая чужого ребенка, может не соблюдать пост при условии, что рядом больше нет никого, кто может дать ребенку грудное молоко, или, если молоко есть, но ребенок не принимает его.

Разрешение беременным женщинам и кормящим матерям не соблюдать пост дано на основе признания их положения аналогичным состоянию больных и путников. Следующим доказательством является хадис Посланника Аллаха (мир ему):

«Аллах разрешил путнику не соблюдать пост и позволил совершать половину намаза. Также Аллах разрешил беременным женщинам и кормящим матерям не соблюдать пост» [Насаи, Сийам, 50, 51, 62; Ибн Маджа, Сийам, 3, 50].

4. Старость.

Во все времена года пожилым мужчинам и женщинам, по единодушному мнению ученых, разрешается несоблюдение поста. Им даже не требуется возмещение пропущенных дней, так как они не в состоянии соблюдать пост. Таким людям за каждый день несоблюденного поста нужно выплатить фидью (специальная милостыня), которой хватило бы на то, чтобы накормить одного бедняка, ибо Аллах в Коране повелевает:

«А тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит во искупление пропущенного поста накормить бедняка» [Сура аль-Бакара 2:184].

Больные, у которых уже нет надежды на выздоровление, подобны пожилым людям, ибо Всевышний сказал:

«Он избрал вас и не наложил на вас в [исполнении обрядов] религии никакого затруднения» [Сура аль-Хадж 22:78].

Люди, которые во время Рамадана не имели возможности держать пост, но впоследствии выздоровели, должны возместить пропущенные дни, а фидью они могут не выплачивать.

Фидью за пост можно выплачивать как в начале Рамадана, так и в конце. Фидью за 30 дней поста можно раздать разным людям, но можно и одному нуждающемуся. Вместо того, чтобы отдать деньгами, можно просто накормить нуждающегося. Например, за каждый день поста утром и вечером кормить голодного бедняка.

Если пожилой человек или безнадежно больной, выплативший фидью, в дальнейшем обретет силы для соблюдения поста, то необходимо соблюдать пост и возместить пропущенные дни.

5. Нахождение в опасности.

Человек, которому угрожают убийством или физическим увечьем, может прервать пост и в другое время возместить его. Вместе с тем, если кто-то, находясь дома и будучи в здравии, не испугается угроз и продолжит пост, но будет убит, он не будет считаться согрешившим.

Вполне возможно, он заслужит великую награду, доказав привязанность к своей религии. Но если угроза возникнет путнику или больному, но они будут стоять на своем и продолжат соблюдать пост, потом будут убиты, они станут грешниками, так как, по исламскому праву, они имели полное право не соблюдать пост. Отказ от предоставленных облегчений неправилен.

6. Сильный голод и жажда.

Если человек, соблюдающий пост, боится, что может умереть от голода или жажды, или дойти до помешательства, и при этом опирается на собственный опыт, или на достоверные сведения, или это предупреждение исходит от доктора, ему позволяется прервать пост. Но позже ему нужно сделать када.

Если есть явная угроза для жизни, соблюдение поста является запретным, ибо Всевышний повелел:

«И не убивайте самих себя. Воистину, Аллах Милостив к вам» [Сура ан-Ниса 4:29].

7. Хайд и нифас.

Если у женщины днем начнутся месячные или произойдут роды, то пост считается нарушенным. После этого, в течение всего менструального периода или послеродовых кровотечений она не имеет право держать пост. Пропущенные дни также нужно будет восполнить.

8. Выполнение тяжелых работ

Если человек, который выполняет тяжелые работы, опасается, что в случае соблюдения поста его здоровью может быть нанесен непоправимый вред или же он может умереть, то к данной проблеме подходят следующим образом. Если уход с этой работы приведет к тяжелым последствиям, этот человек может прервать пост и в последующем возместить пропущенные дни.

Если же уход с работы не повлечет за собой каких-либо осложнений в жизни, но, тем не менее, человек прервет пост, он будет считаться согрешившим. Если у человека, выполняющего тяжелые работы, в результате голода и жажды возникли осложнения, прерывание поста для него становится ваджибом, ибо Аллах повелевает: «И не убивайте самих себя. Воистину, Аллах Милостив к вам» [Сура ан-Ниса 4:29].

Islam-today

Социальные комментарии Cackle