• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Кого можно отнести к «ахлю-зикр» - людям напоминания?

Время чтения: 2 мин
6112

Вопрос:

В 43 аяте суры ан-Нахль говорится «Если вы не знаете, то спросите обладателей напоминания». Кто подразумевается под термином «ахлю-зикр» (люди напоминания)?

Ответ:

Прежде всего, приведем полный перевод данного аята: «Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (ан-Нахль 16/43).

Даххак передал от Абдуллаха ибн Аббаса следующий риваят: «Когда Аллах Всевышний отправил Мухаммада (салаллаху алейхи ва саллям) в качестве пророка, то те, которые не уверовали, сказали: «Аллах никогда не послал бы человека в качестве пророка, Он пречист от подобного». В ответ на это Аллах Всевышний и ниспослал этот аят».

Муфассиры высказывали различные мнения по поводу того, кто именно подразумевается под выражением «ахлю-зикр».

Муджахид, Амеш, Ибн Аббас, говорили, что под этим выражением подразумеваются прежние общины, которым было ниспослано священное писание. Если исходить из этого мнения, то значение этого аята будет следующим: «О, Мухаммад! Скажи идолопоклонникам, которые утверждают, что ты не можешь быть пророком: «Все пророки, которые были до меня, являлись мужчинами, которым внушалось откровение. Если вы мне не верите в этом вопросе, то спросите у тех, кому Cвященное писание было ниспослано раньше. Кем были их пророки, мужчинами, как и я, или же ангелами?».

Другая часть муфассиров считала, что термин ахлю-зикр подразумевает людей Корана, то есть мусульман. В качестве доказательства они представляли аяты Корана, в которых слово «зикр» использовано в значении Коран. Исходя из этого мнения, значение вышеупомянутого аята будет следующим: «О, многобожники! Если вам неведомо, что прежние пророки были из числа избранных мужчин, то спросите об этом людей Корана, тех, кто верит в Коран. Не принимайте каких-либо решений, исходя из собственной логики».

Абу Джафар аль-Бакыр говорил: «Под ахлю-зикр подразумеваемся мы – община пророка Мухаммада (салаллаху алейхи ва саллям)».

Наряду с этим данный аят имеет широкое значение. По этой причине вместо того, чтобы приписывать данный атрибут какой-либо группе людей, более уместным было бы толковать этот термин в значении «знающие свое дело».

Поэтому самым важным уроком, который необходимо извлечь из этого аята, является необходимость задавать вопросы в какой-либо области, в которой человек не обладает достаточными знаниями, тем, кто является специалистом в данной области, и прежде всего в вопросах религии. И недопустимо выносить какие-либо решения или совершать какие-либо действия, не обладая достаточными знаниями (Мухаммад ибн Джарир ат-Табери, Тафсир, 5/204-205).

Islam-Today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!

Социальные комментарии Cackle