Каковы различия между намазом мужчины и намазом женщины?
Ответ:
В принципе женщины в намазе не имеют каких-либо отличий от мужчин. Фарды и сунны намаза являются одинаковыми и для мужчин, и для женщин. В таких основополагающих моментах не может идти и речи о каких-либо отличиях.
Однако в книгах по фикху Ханафитского мазхаба женщинам рекомендуются некоторые отличия, являющиеся мустахабом.
В этих книгах по фикху упоминается об одиннадцати отличиях, присущих женщинам. В некоторых других книгах упоминается еще большее количество этих отличий.
Мы же упомянем об одиннадцати таких отличиях:
- Мужчины перед намазом читают азан и икамат. Однако на женщинах нет такой обязанности. Они преступают к намазу, не читая азана и икамата. Азан и икамат, являющиеся сунной для мужчин, не являются сунной для женщин.
- При произнесении такбира женщины ограничиваются тем, что поднимают руки до уровня груди (в отличие от мужчин, которые поднимают руки до уровня ушей).
- После такбира мужчины складывают руки на животе, а женщины складывают руки на груди, положив кисть правой руки на кисть левой, не раздвигая пальцев.
- Совершая руку, женщины лишь слегка наклоняются вперед. Это является важным с точки зрения тасаттура (укрывания тела).
- Во время совершения руку женщины кладут руки выше колен (в отличие от мужчин, которые кладут ладони на колени) и не раздвигают пальцев.
- При совершении саджда женщины прижимают локти к туловищу (в отличие от мужчин, которые разводят локти в стороны).
- Во время совершения саджда, женщины не подгибают пальцев ног, а кладут подъем ноги на землю.
- Во время чтения аттахията женщины садятся на левое бедро, подогнув обе ноги под себя (в отличие от мужчин, которые садятся на левую ногу, а правую подгибают, упершись пальцами).
- В утреннем, вечернем и ночном намазах женщины читают Коран не вслух, а шепотом.
- В каждом элементе намаза женщины должны держать себя собрано. По этой причине во время совершения руку и саджда женщины не должны разводить ноги, а держать их вместе.
- Женщинам не следует совершать намаз джамаатом, выбирая себе женщину-имама, так как это является макрухом. Но они могут совершать коллективный намаз вместе с мужчинами.
Конечно же, перечисленные нами особенности не являются обязательными элементами намаза. По этой причине в книге «Фатава аль-Хиндиййа» говорится:
«Ни в фардах, ни в ваджибах, ни в суннах намаза мужчины и женщины ни чем не отличаются друг от друга».
Islam-Today
Интересная статья? Сделайте, пожалуйста, репост!