• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Есть ли разница между терминами «мумин» и «муслим»?

Время чтения: 3 мин
40369

Ответ:

Хотелось бы привести один аят, имеющий отношение к данному вопросу: «Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: “Мы стали мусульманами”. Вера еще не вошла в ваши сердца. Если вы подчинитесь Аллаху и Его Посланнику, Он нисколько не умалит ваших деяний. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Худжурат 49/14).

В одном из риваятов сообщается, что однажды, когда был голод, к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) пришли бедуины и произнесли слова шахады, в ожидании помощи от посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). В связи с этим и был ниспослан данный аят, который означает следующее: «Вы еще не уверовали. Так как иман не состоит только лишь из признания языком. Необходимо искреннее подтверждения этого сердцем, а этого пока еще нет, в противном случае вы бы не думали, что за то, что вы сказали «мы стали мусульманами», пророк чем-то вам обязан. И поскольку вера еще не вошла в ваши сердца, говорите «мы пришли к Исламу, приняли решение стать мусульманами», если вы скажете так, то это не будет ложью. Тогда как при отсутствии твердого убеждения в сердце, слова о вере будут являться ложью».

Фахруддин ар-Разы, отвечая на вопрос «По мнению ахлю-сунна мусульманин и мумин – это одно и то же. Как же может быть, что из этого аята понимается разница между этими понятиями?», сказал: «Существует разница между общим и конкретным. Вера возможна лишь сердцем. Иногда она может выражаться языком. Что же касается Ислама, то он имеет более широкое значение, однако особым образом, общее и частное может быть объединено».

Например, на это указывают следующие аяты: «Вот сказал Господь Ибрагиму: «Покорись!» Он сказал: «Я покорился Господу миров» (аль-Бакара 2/131); «Упокой меня мусульманином и присоедини меня к праведникам» (Юсуф 12/101).

В книге «Фикхуль-Акбар» имам Азам пишет: «Иман – это икрар (признание) и тасдик (подтверждение). Ислам – это покорность повелениям Аллаха и приверженность им. Поэтому с лексической точки зрения существует разница между понятиями иман и ислам. Однако с точки зрения шариата, не может быть Ислама без имана, или имана без Ислама. Эти понятия подобны двум сторонам одной медали, внешней стороне и изнанке.

В Священном Коране «иман» и «ислам» порой употребляются в одном значении, а иногда рассматриваются как два различных понятия. В случае употребления слов "иман" и "ислам" в одном значении становится понятно, что «ислам» – это предписания и обязательства религии Ислам, в которые необходимо верить. Ислам следует воспринимать и как религию, и как следование ей. «Ислам» – это весьма широкое понятие, означающее «покорность».

Покорность же бывает трех видов:

  1. покорность сердцем, что означает «твердую веру»;
  2. покорность языком (заявление на словах о своей вере); 
  3. покорность органами тела, выражающаяся в поклонении.

Самый превосходный вид – это покорность сердцем. Именно этот вид покорности в Исламе и является «иманом». Если «иман» и «ислам» имеют одно и то же значение, а именно, если «ислам» понимать как принятие сердцем всех предписаний религии Ислам, то тогда каждый мумин (верующий) – это муслим (покорившийся, предавшийся Аллаху), а каждый муслим – есть мумин.

Islam-Today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц.сетях!

Социальные комментарии Cackle