Сура Бакара: Коран от Мухаммада ﷺ или от Аллаха?
مَا نَنسَخْ مِنْ آيَةٍ أَوْ نُنسِهَا نَأْتِ بِخَيْرٍ مِّنْهَا أَوْ مِثْلِهَا أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللّهَ عَلَىَ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ (106)
«Каждый раз, когда Мы отменяем аят или заставляем (тебя, о Мухаммад) забыть (его, стирая из твоей памяти), то даем тот, что лучше него (отмененного), или равный ему (по сложности или награде). Ты не знаешь разве, что Аллах способен на все?» (Бакара, 106).
В вопросе насха (отмены) многобожники постоянно нападали на посланника Аллаха (с.а.с.) говоря: «Разве вы не видите, сначала Мухаммад что-то приказывает своим сподвижникам, а потом запрещает им это, и приказывает совершенно противоположное. Сегодня он говорит одно, а на завтра отказывается от своих слов. Это вовсе не Коран, Мухаммад все это говорит от себя. Разве вы не видите, что это противоречивые слова» [Абдуллах ибн Ахмад ан-Насафи, Мадарикут-Танзиль ва Хакаикут-Тавиль, 1/116].
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Каждый раз, когда Мы отменяем аят...» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 28], а так же аят «И если Мы один аят заменяем другим, они (неверующие, не знающие мудрости шариатской отмены) говорят: «Поистине, ты (о Мухаммад) – выдумщик». Аллах лучше знает, что Он ниспосылает (в зависимости от времени, места и интересов каждой общины). Но большая часть их не знает (этого)» (ан-Нахль 16/101) [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 1/451].
Также в одном из риваятов сообщается, что причиной ниспослания этого аята стало изменение киблы с Бейтуль-Макдис (Иерусалима) на Каабу.
Когда иудеи увидели, что мусульмане совершают намаз в другую сторону, то не в силах вынести изменения направления, из зависти и злобы, сказали:
«Разве вы не видите, сначала Мухаммад что-то приказывает своим сподвижникам, а потом запрещает им это, и приказывает совершенно противоположное. Сегодня он говорит одно, а на завтра отказывается от своих слов. Это вовсе не Коран, Мухаммад все это говорит от себя. Разве вы не видите, что это противоречивые слова» [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/127; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/43].
وَدَّ كَثِيرٌ مِّنْ أَهْلِ الْكِتَابِ لَوْ يَرُدُّونَكُم مِّن بَعْدِ إِيمَانِكُمْ كُفَّاراً حَسَدًا مِّنْ عِندِ أَنفُسِهِم مِّن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمُ الْحَقُّ فَاعْفُواْ وَاصْفَحُواْ حَتَّى يَأْتِيَ اللّهُ بِأَمْرِهِ إِنَّ اللّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ (109)
«Многие из людей Писания хотели бы вернуть вас в неверие после того, как вы уверовали. Это – от зависти, (которая появилась) в их душах после того, как им стала ясна истина. Оставьте их и простите, пока не придет повеление Аллаха. Поистине, Аллах способен на все!» (Бакара, 109).
После битвы при Ухуде иудеи сказали мусульманам: «Разве вы не видели, что произошло с вами? Если бы вы придерживались истинной религии, то этого бы не случилось с вами. Вернитесь в нашу религию. Это будет самым лучшим для вас».
И тогда был ниспослан аят «Многие из людей Писания хотели бы вернуть вас в неверие после того, как вы уверовали...» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 29; Абдуллах ибн Ахмад ан-Насафи, Мадарикут-Танзиль ва Хакаикут-Тавиль, 1/117].
В другом риваяте сообщается о том, что среди группы иудеев, сделавших это предложение, был так же и Финхас, и что это предложение было адресовано Хузайфе ибнуль-Яману и Аммару ибн Ясиру [Х. Тахсин Эмироглу, Асбабун-Нузуль, 1/77].
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, говорится: «Из-за того, что Аллах Всевышний направил к людям своего последнего Пророка из числа арабов, иудеи испытывали сильнейшую зависть. Особенно сильную зависть испытывали Хуйай ибн Ахтаб и Абу Ясир ибн Ахтаб, и они всеми силами старались отвратить людей от ислама. По этой причине и в отношении этих двух людей Аллах Всевышний и ниспослал данный аят» [Табери, Джамиуль-Байан, 1/388-389].
В соответствии с риваятом, переданным от Абдуллаха ибн Каба ибн Малика, Ка`б ибнуль-Ашраф постоянно высмеивал посланника Аллаха (с.а.с.) и своими стихами постоянно подначивал многобожников курайшитов против посланника Аллаха (с.а.с.).
Когда же посланник Аллаха (с.а.с.) переселился в Медину, то иудеи и многобожники стали причинять ему и другим мусульманам страдания и неудобства.
Несмотря на это, посланник Аллаха (с.а.с.) прощал им нанесенные ему обиды и приказывал другим мусульманам также прощать их.
В связи с этим и был ниспослан данный аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/131].
Все фото: shutterstock.com.
Автор: Islam Today