• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

О смысле развлечений

Время чтения: 5 мин
7317

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

О смысле развлечений 

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что большинство людей обделено двумя милостями: свободным временем и здоровьем. Но большинство тех, у кого имеются эти блага, предпочитают тратить их на бесполезное времяпрепровождение, называемое «развлечениями». Сюда входят широкого диапазона поступки или, точнее, безделье: начиная от банального просмотра телевизора, слушания музыки и заканчивая путешествиями и участием в авантюрах.

Французский философ и ученый Блез Паскаль определял развлечение как «попытку, предполагающую перенос духовного внимания с проблем, поставленных условиями человеческого существования». То есть перенос внимания с реальных задач и проблем на удовольствие, досуг. Развлекаться в таком смысле означает «беспрестанно чередовать игры таким образом, чтобы не оставалось пустого места».

Мы знакомы с убеждениями, что если лето не удалось провести в развлечениях, поездках, то отпуск не считается «состоявшимся»; что развлечения ассоциируются со свободой действий и полнотой жизни; что развлечения привлекательны для большинства людей, что демонстрируется популярностью заведений, предназначенных для этого.

Бегство от истины

«Попытка избежать скуки, предаваясь удовольствиям,

равнозначна побегу от реальности, от ничто, в котором,

в сущности, и пребывает обычный человек».

Паскаль справедливо считал, что развлекаться – это «отвлекаться от жизни». Но тогда уместно спросить, что подразумевается под жизнью. Скорее всего, цель жизни, ее смысл и задачи, от выполнения которых человек бежит в дебри удовольствий. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»1. Неужели кто-то уже выполнил свой долг перед Аллахом и настолько устал, что ему требуется что-то вроде отпуска? Или кому-то уже обещан Рай и зашита от мук, наказания в могиле? Неужели сердца наши так спокойны, что они могут предаваться мирским обманам?

Нет, причина явно не в этом. А в том, что путем развлечений мы стараемся убежать от истины, уйти от осознания грядущих событий, с которыми должен встретиться каждый человек. «Всякая душа вкусит смерть, а потом вы будете возвращены к Нам»2.

Не по причине ли наших усердных попыток «отвлечься» Всевышний спрашивает в хадисе Кудси:

«О сын Адама! Я удивляюсь тому человеку, который убежден в том, что он смертен, но радуется; удивляюсь тому, кто убежден, что будет отчет, но собирает богатство; удивляюсь человеку, который убежден в том, что его ожидает могила, но смеется. Я удивляюсь тому человеку, который убежден в наступлении Судного дня, однако он беззаботен; удивляюсь тому человеку, который убежден в скоротечности мирской жизни, но спокоен»?!

Философ Ларс Свендсен пишет:

«Если мы не устремлены к Богу, мы обращаемся к развлечениям, чтобы забыть о нашем жалком существовании, но в действительности это еще больше опустошает нас, потому что только отдаляет нас от Бога.

Единственным средством, утешающим нас в наших горестях, служит развлечение, но в то же время в нем и величайшая беда наша, потому что оно, главным образом, и мешает нам думать о себе. Не будь его, мы жили бы в скуке, а эта скука побудила бы нас искать более верных средств от нее избавиться. Но развлечение услаждает нас, и с ним мы нечувствительно доживаем до смерти».

Вот в чем истинная причина стремления к развлечению. Осознание своей ответственности, осознание будущего отчета, размышление о своем положении перед Всевышним для многих - слишком тяжелое бремя, чтобы достойно нести его и действовать в соответствии с ним. Несмотря на то, что Всевышний не возлагает на раба больше посильного ему. Вместо этого слабодушный раб предпочитает избегнуть подобной ответственности и раствориться в размышлениях. Как тот, кого постигло горе, вместо решительных действий или смирения, пытается забыться путем опьянения. Любовь к удовольствиям – явный признак слабой веры и аварийный сигнал о том, что человек потерял смысл своего существования и маяк своей истинной цели пребывания на Земле.

Врата грехов

Стоит ли говорить о том, что развлечения – это открытая вечеринка для грехов? Главный гость на ней – это Расточительство времени, Праздность. Здесь имеют место быть Недозволенное общение, Выпивка, Чревоугодие, Просмотр запретного, Причинение вреда телу и много-много других званых гостей, которых созывает шайтан якобы для интересного времяпрепровождения и на благо человека. Грехов тут может быть столько, сколько и видов развлечений. Вспомните любое из них – и первое что всплывет в памяти – это какой-нибудь сопутствующий ему грех.

Наверняка, человека не так слаб, каким он себе кажется. Как говорил Ибн Кайим, если человеку будет необходимо сдвинуть гору с места и он с чистым намерением и упованием на Аллаха приступит к этому, то он сможет это сделать. А ведь Всевышний не требует от нас невозможного – как говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Самая любимая религия для Аллаха – легкая [лишенная излишеств] религия единобожия».

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Она названа легкой религией по отношению к предыдущим религиям, ибо Аллах снял с этой общины то бремя, которое было возложено на другие общины. И самым ярким примером этому является форма покаяния, которая у предыдущих общин была в виде самоубийства, тогда как покаянием этой уммы является прекращение совершения греха, твердое намерение никогда не совершать подобного и раскаяние».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Поистине, мир этот сладок и зелен; и, поистине, Аллах Всевышний делает вас своими наместниками в нём, чтобы посмотреть, каковы будут дела ваши. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин!».3

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, высказывал свой страх и беспокойство за те дары и украшения этого мира, которые будут даны верующим. Потому что блеск этого мира ослепляет сердца верующих и сбивает их с прямого пути. Путь развлечений диаметрально противоположен пути веры. То есть человеку нужно сначала остановиться на дороге к Аллаху, вернуться в его начало, в пустоту, и только оттуда пойти навстречу развлечениям.

Как пишет Свендсен: «Конечно же, удовольствия могут выглядеть предпочтительнее убожества жизни, поскольку они кажутся отсветом счастья, хотя бы на мгновение». Только вопрос: стоит ли за это мгновение продавать свою вечность или хотя бы одну ночь в могиле?

Социальные комментарии Cackle