Мудрость Аллаха: почему грех может быть лучше поклонения?
من عبده لشئ يرجوه منه أو ليدفع بطاعته ورود العقوبة
عنه. فماقام بحقأوصافه.
Кто поклоняется Ему из желания что-либо получить от Него или уклониться от Его наказания, тот не отдает должное Его высоким качествам.
Пояснение: Некоторые поклоняются Всевышнему из желания попасть в Рай, некоторые – из страха попасть в Ад. Поклонение, совершаемое таким образом, не соответствует таким качествам Всевышнего Аллаха, как величие, грандиозность, могущество и достоинство.
Вахб б. Мунаббих приводит такие слова Всевышнего Аллаха из Забура пророка Дауда (а.с.): «Кто же более несправедлив, чем поклоняющийся Мне из-за Рая или Ада? Если бы Я не создал Рай и Ад, то неужели не заслуживал поклонения?»
Дар от людей – лишение, а отказ Аллаха – милость
متى أطاعك أشهدك بره. ومتي منعك أشهدك قهره. فهو
في كلذلكمتعرفإليكومقبلبوجودلطفهعليك.
Когда Он что-то дает тебе, Он показывает тебе Свою доброту. А когда отказывает тебе, Он показывает Свое господство. И в том, и в другом случае Он знакомит тебя с Собой и обращается к тебе с любящей добротой.
Пояснение: Аллах Всевышний всегда благосклонен, щедр, милостив и милосерден к Своим рабам. Когда Он одаривает раба, тот становится свидетелем Его доброты и милости. Когда Он желает показать Свое качество господства и непреодолимой силы (аль-Каххар), то в чем-то отказывает рабу.
Таким образом, раб становится свидетелем величия, могущества и господства Аллаха. В обоих случаях Великий Творец дает рабу возможность познать своего Господа, делает ему добро. Даже если раб и не понимает этого, особенно когда ему в чем-то отказывают…

Художник Александр Новоселов / Выставка «С Востока свет».
إنمايؤلمكالمنعلعدم لعدم فهمكعن افيه.
Твое огорчение из-за Его отказа тебе в чем-то происходит потому, что ты не понимаешь Его по-настоящему.
Пояснение: Человек не достигнет марифата и совершенства, пока не признает Аллаха своим Господом как в радости, так и в горести. Если же он будет признавать Его в момент милости (джамаль) и не признавать в момент гнева (джаляль), то такое познание Аллаха присуще недалеким людям. Когда им что-то дают, они радуются, а когда им в чем-то отказывают, они сердятся. Эти люди всё ещё пребывают в плену своего нафса.

ربما فتح لك باب الطاعة وما فتح لك باب القبول. وربما قضى عليكبالذنبفكانسببان في الوصول
معصية أورثت ذلاً وافتقاراً خير من طاعة أورثت عزاً واستكبارا.ً
Возможно, Он откроет для тебя дверь послушания, но не откроет дверь принятия. Возможно, Он подтолкнет тебя к греху, и это станет причиной твоего прибытия (к Нему). Непослушание, которое порождает унижение и нищету,
лучше послушания, которое приводит к высокомерию и гордыне.
Пояснение: Человек не должен надеяться лишь на свое поклонение и добрые дела. Может так случиться, что Аллах не примет этот ибадат. Напротив, надо довериться милосердию, благосклонности и милости Аллаха.
Никого не стоит обвинять из-за грехов. Может, это предписание (такдир) Аллаха, которое невозможно изменить. Возможно, что совершивший этот грех пожалеет об этом, раскается, станет упрекать свой нафс и по этой причине он достигнет более высокой стоянки (макама).
Грех, приводящий к разочарованию и подавленности, то есть к пониманию своей ничтожности, лучше покорности, которая в итоге приводит к гордыне. В таком случае, если Всевышний одарил раба благом поклонения, то человек должен воспринимать это как благо от Аллаха, не оставлять доли своему нафсу и опасаться, что может быть отторгнут.
Если он совершил какой-то грех, тотчас должен покаяться, не забывать о своем грехе, и его сердце должно грустить из-за этого греха.
Расулюллах ﷺ говорил: «Если бы вы совсем не совершали грехов, то я опасался бы гораздо худшего для вас. Уджуб, уджуб…(самолюбие)» (Али аль-Муттаки, Кензуль-Уммал, № 7671; Хайсами, Маджма аз-Заваид, 10/269).

Все фото: Ислам-тудей
Из книги «Хикам аль-Атайя»
