Люди, которые никогда не обретут мудрости
Всевышний Аллах сказал: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (сура «Препирательство», аят 11).
Расулюллах (с.г.в.) говорил: «Знания бывают двух видов: знания о телах, о предметах и религиозные знания. Задача знаний о физических телах - познание собственного нафса. Цель религиозных знаний - познание Аллаха».
Пророк (с.г.в.) также сказал: «Есть два вида знаний. Одни знания постигаются словесным путем. Они для тебя станут доводом и доказательством. Другие познаются сердцем. Они принесут тебе пользу».
Посланник (с.г.в.) говорил: «Знания похожи на дождь. Когда они льются на землю, вырастают травы. А когда прольются над морем, то в раковинах образуются жемчужины».
А еще Посланник (с.г.в.) говорил так: «Первое - ясные аяты Корана. Второе - сунна. Третье же - строгий фарз. Все остальное - лишнее».
Хазрати Али (р.г.) сказал: «Кто желает этого мира и ахирата, тот пусть обретает знания». Необходимо знать, что обязательные для человека знания делятся на три вида:
- Знания по тафсиру.
- Знания о хадисах.
- Знания по фикху.
Абу Ханифа (р.г.) говорил: «Фикх - это знания личности о том, что для него является полезным и что является вредным». Это определение включает в себя и вероубеждения, подобные основам имана, и моральную сторону, как например скрытые черты характера, и индивидуальные склонности, например, в совершении намаза, соблюдении поста или совершении хаджа.
В него включаются также и требования, связанные с совестью, то есть знания в сфере морали (ахляк) и тасаввуфа. Это терпеливость, довольство малым и душевный покой.
Всё, что ещё имеется относительно совести и поступков, - всё это наука фикха. Абу Ханифа (р.г.) не сказал ничего сверх этого.
В соответствии с этим, есть два вида фикха:
- Фикх аль-Акбар (Большой фикх).
- Фикх аль-Асгар (Малый фикх).
Если хорошо освоишь содержание обоих, тогда овладеешь религиозными знаниями. А потом, с помощью полезных знаний и принятого поклонения достигнешь зрелости.
Фикх аль-Акбар - это наука каляма, которая приводит доводы, уничтожает сомнения и позволяет доказать истинность религиозных убеждений. Эта наука приносит много пользы:
- Избавляет от бездумного подражания (таклида) и дает твердые знания.
- Становится путеводителем для тех, кто хочет идти по прямому пути.
- Оберегает религиозные установления.
- Позволяет строить свое образование на основе религиозных наук.
- Укрепляет намерения и убеждения (итикад), а деяния принимаются благодаря знаниям.
Фикх аль-Асгар - это усуль аль-фикх и фуру аль-фикх. Наука усуль аль-фикх изучает общие доводы фикха и методы их использования. А фуру аль-фикх - это разветвления фикха. Усвоение знаний в этих областях означает усвоение установлений шариата.
Полезно знать каждое слово, сказанное относительно Истины. Посланник (с.г.в.) говорил: «Знание - это пропавшее имущество мумина, его потеря, (которую ему нужно отыскать)».
А еще Посланник Аллаха (с.г.в.) говорил: «В души людские мудрость нисходит с небес. Однако она не снизойдет в души тех, кто горюет и сокрушается о своем завтрашнем пропитании».
Из книги "Анваруль-ашикын"