• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Фикх – все новости и статьи по теме

Что такое фетва?
Что такое фетва?
Зачем нужны фетвы, и можно ли в исламе опираться только на свое мнение?
09 октября 2020
688
Когда разрешенное становится запрещенным?
Когда разрешенное становится запрещенным?
Что в Исламе подразумевается под понятием "запрет дозволенных вещей?"
02 октября 2020
1048
Почему пророк Мухаммад (мир ему) был таким молчаливым?
Почему пророк Мухаммад (мир ему) был таким молчаливым?
В одном из своих хадисов посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о том, что согласием молодой девушки, еще не бывавшей замужем, на предложение замужества является ее молчание. Этот хадис указывает на то, что молчание может быть подтверждением и иметь юридическую силу.
11 сентября 2020
2968
7 дел, которые нужно совершить до наступления Рамадана
7 дел, которые нужно совершить до наступления Рамадана
Мусульмане стоят на пороге самого сокровенного времени в году. Как правило, верующие находятся в большом предвкушении священного месяца, но по завершении его не всегда довольны своим Рамаданом. Почему так происходит?
13 апреля 2020
3070
Как хоронить мусульманина, который умер от коронавируса?
Как хоронить мусульманина, который умер от коронавируса?
Нам известно, что человек, умерший от эпидемии, является шахидом. Не распространяется ли решение шариата в отношении таких людей о том, что их не моют? Ведь шахидов хоронят без омывания. Помогите разобраться.
08 апреля 2020
8517
Почему акыда - главная из наук?
Почему акыда - главная из наук?
В чем важность изучения акыды? Почему говорят, что акыда – главная и лучшая из наук?
02 марта 2020
2115
Не подвергались ли мазхабы поздним изменениям?
Не подвергались ли мазхабы поздним изменениям?
Рассмотрим ханафитский мазхаб, состоящий из вопросов, рассмотренных Абу Ханифой, Абу Йусуфом и Мухаммадом. Также к ним можно добавить Имама Зуфара, Хасана ибн Зийада и еще несколько имамов, поскольку и они учились у Имама А᾿зама...
12 января 2020
2564
Каждый ли может стать "факихом"?
Каждый ли может стать "факихом"?
В фикхе есть определённые особенности терминологии. Ранние учёные Ислама использовали понятие «фикх» для обозначения...
03 июля 2019
2181
Почему некоторые мазхабы исчезли и не дошли до наших дней?
Почему некоторые мазхабы исчезли и не дошли до наших дней?
В истории Ислама есть мазхабы которые возникли и получили свое распространение в прошлом в народе, однако впоследствии по каким-либо причинам исчезли. Такие мазхабы называются...
19 февраля 2019
3166
Люди, которые никогда не обретут мудрости
Люди, которые никогда не обретут мудрости
Расулюллах (с.г.в.) говорил: Знания бывают двух видов: знания о телах, о предметах и религиозные знания. Задача знаний о физических телах - познание собственного нафса. Цель религиозных знаний - познание Аллаха.
03 мая 2018
7868
Толкование Корана: верное и искаженное
Толкование Корана: верное и искаженное
Что касается предложений передать толкование Корана в свете новых достижений наук, так это видимо от недопонимания. Хочется спросить у этих людей: "Что, разве Священное Писание не призывает к развитию наук? Более того, разве в Коране мало говорится о науках, даже очень сложных?
06 февраля 2018
5095
Положения вероучения по мазхабу имама Абу Ханифы. Часть 1
Положения вероучения по мазхабу имама Абу Ханифы. Часть 1
Основы вероучения Приверженцев Сунны впервые были описаны в последовательном и кратком изложении Имамом А'замом Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) в книге "Фикх-уль-Акбар". Впоследствии, муджтахиды мазхаба Ханафи комментировали эту и другие работы великого Имама и выделили разъяснения постулатов вероучения в отдельную науку – "Ильм-и Калам".
18 января 2018
5150
Методы использования хадисов разряда «Ахад»
Методы использования хадисов разряда «Ахад»
Известно, что при толковании религиозного права с использованием сообщений различной степени достоверности, Муджтахиды использовали различные методы. Естественно, что это послужило образованию различных религиозно-правовых школ (мазхабов). Ниже будут рассмотрены методы Муджтахидов 4-х сохранившихся до нашего времени мазхабов Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а (Людей Сунны и Согласия).
10 января 2018
3998
Методы использования хадисов разряда «Ахад» учеными Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а
Методы использования хадисов разряда «Ахад» учеными Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а
Известно, что при толковании религиозного права с использованием сообщений различной степени достоверности, Муджтахиды использовали различные методы. Естественно, что это послужило образованию различных религиозно-правовых школ (мазхабов).Ниже будут рассмотрены методы Муджтахидов 4-х сохранившихся до нашего времени мазхабов
04 января 2018
2330
Различия в определении степени достоверности хадисов по мазхабам
Различия в определении степени достоверности хадисов по мазхабам
Для определения достоверности в степени Таватюр нет необходимости определенного количества передатчиков – 10 или 5 человек. Если разум подсказывает, что передатчики хадисов этих поколений никак не могут объединиться в какой-либо подделке, то ривайат обладает достоверностью в степени Мутаватир.
28 декабря 2017
2937
Наиболее известные ученики Имама Ханбала
Наиболее известные ученики Имама Ханбала
Ахмад б. Мухаммад Аль-Марвази. Имам был в числе самых способных учеников и до конца жизни Ахмада б. Ханбала служил ему и учился у него. Год рождения имама неизвестен. Отец его был родом из Хорезма, а мать из Мерва. Имам Ахмад очень любил и ценил аль-Марвази.
25 декабря 2017
2511
Что известно о Ханбалитском мазхабе?
Что известно о Ханбалитском мазхабе?
Ахмад б. Ханбал, да будет милостив к нему Аллах, является основателем 4-го из сохранившихся до нашего времени 4-х мазхабов Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джамаа. Отец его был родом из Мерва. Великолепный знаток хадисов и фикха, он был известен своей отличной памятью, глубоким умом и богобоязненностью. Даже представить себе трудно, какова должна быть работоспособность, чтобы собрать до 700 000 хадисов.
22 декабря 2017
4382
Наиболее известные ученики Имама Малика (р.а.). Часть 2
Наиболее известные ученики Имама Малика (р.а.). Часть 2
Учился у Имама Малика и Лейса б. Са'да, да будет милостив к ним Аллах. Считался лучшим факихом Египта после Ибн-и Касыма. Ему принадлежит книга по маликитскому фикху "Аль-Мудавванату-ль-Эшхеб", которая значительно отличается от одноименного произведения имама Сахнуна. Имам аш-Шафии говорил об имаме Эшхебе: "Не знаю (в Египте) факиха лучше Эшхеба".
18 декабря 2017
1879
Наиболее известные ученики Имама Малика (р.а.)
Наиболее известные ученики Имама Малика (р.а.)
Имам Малик б. Анас, да будет на него милость Аллаха, является основателем одного из сохранившихся до нашего времени 4-х школ Приверженцев Сунны. Он один из самых знаменитых ученых Медины 3-его поколения мусульман, живших после Табиунов – последователей Сподвижников. Первым учителем Имама Малика был Рабиа б. Абд-ур-Рахман. Затем он учился у Абд-ур-Рахмана б. Хурмуза.
15 декабря 2017
2521
Произведения по основам фикха, составленные по школе Имама Абу Ханифа (р.а.)
Произведения по основам фикха, составленные по школе Имама Абу Ханифа (р.а.)
Для пристального изучения какого-либо непростого вопроса по основам фикха, современные исследователи обычно обращаются к книге «Ат-Тахрир» Ибн-уль-Хумама, или же к книге «Джэм-уль-Джэвами» Ибну-с-Субки. Однако чтобы разобраться в существе вопроса, необходимо пользоваться комментариями к этим работам, изучение которых требует от исследователя достаточных усилий и определенного уровня.
13 декабря 2017
2584
Развитие мазхаба учениками Имама Абу Ханифы (р.а.)
Развитие мазхаба учениками Имама Абу Ханифы (р.а.)
После смерти Абу Ханифы, да будет милостив к нему Аллах, его талантливые ученики продолжили работу Имама по систематизации знаний по вероучению, фикху и другим разделам исламских наук. Постепенно появлялись труды, которые впоследствии составили основу мазхаба. Они очертили границы школы Имама А'зама, более подробно разъяснили ученым следующих поколений способы иджтихада и оставили им богатый фактический материал для дальнейшего развития исламских наук по системе школы великого Имама.
07 декабря 2017
2932
Невероятные достижения крупнейшего ученого поколения Табиунов - имама Абу Ханифы (р.а.)
Невероятные достижения крупнейшего ученого поколения Табиунов - имама Абу Ханифы (р.а.)
В научных выводах, полученных учениками Имама А'зама путем иджтихада, есть некоторые расхождения. Существует хадис, в котором говорится, что различный подход ученых при разрешении религиозных вопросов весьма полезен. Смысл этого хадиса примерно таков: "Различия в результатах научных исследований ученых моей общины являются благостью". Богобоязненность Имама Абу Ханифа заставляла его быть очень осторожным в своих изысканиях. Тщательное следование Корану было для него превыше всего.
04 декабря 2017
3144
Кто может быть муджтахидом?
Кто может быть муджтахидом?
Чтобы стать муджтахидом, говорят ученые Ислама (и это их единодушное мнение), необходимо: прекрасно владеть арабским языком, зная при этом все тонкости морфологии и синтаксиса, отлично разбираться в фонетике и орфографии этого языка; быть ученым по Фикху; знать различия в подходах к вопросам фикха всех 4-х мазхабов Приверженцев Сунны; знать источники, которые дают право на различный подход по определенным вопросам фикха; знать на память Коран и различные способы чтения вслух; знать толкование каждого айата на основе Сунны; различать хадисы по степени их достоверности.
22 ноября 2017
2952
Каждый век будет хуже предыдущего, и так будет продолжаться до Конца Света
Каждый век будет хуже предыдущего, и так будет продолжаться до Конца Света
В переводе смысла следующего аята Корана говорится: "Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день" (4: 59). Смысл этого аята в том, что в спорных вопросах необходимо обращаться к Корану и Сунне, но делать это надо ученым (Муджтахидам), а обычные мусульмане должны следовать их научным выводам (Иджтихаду).
17 ноября 2017
10550
Следование Корану и сунне
Следование Корану и сунне
Следовать Корану, а значит Исламу, возможно только следуя правовым решениям муджтахидов одного из 4-х мазхабов Приверженцев Сунны. Следование Корану путем собственного толкования аятов или чтения тафсиров может быть оправдано лишь в случае полного отсутствия доступа к знаниям. В этом положении могут быть люди, оказавшиеся в полной изоляции от внешнего мира, вследствие ареста или других причин.
14 ноября 2017
6783
Ученые-приверженцы сунны – опора ислама
Ученые-приверженцы сунны – опора ислама
Люди, не понимающие какое, важное место занимают ученые ислама в деле распространения Предписаний Аллаха (Велик Он и Славен) и Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорят: "Нет необходимости в каких-либо ученых, когда имеется возможность непосредственного обращения к самому Благородному Корану".
13 ноября 2017
3938
7 степеней иджтихада
7 степеней иджтихада
На самой высокой ступени стоят ученые - основатели мазхабов, называемые мутлак муджтахид (еще их называют "муджтахид фи-ш-шар"). Среди них Имамы Абу Ханифа, Малик бин Анас, аш-Шафи'и, Ахмад бин Ханбал (да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля), - основатели (эпонимы) сохранившихся до нашего временибогословско-правовых школ Приверженцев Сунны. Эти четыре Имама являются истинными наследниками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) согласно хадису: "…Ученые - наследники Пророков".
09 ноября 2017
3915
Какая обязанность после исполнения фардов для мусульманина является самой главной?
Какая обязанность после исполнения фардов для мусульманина является самой главной?
После того, как мусульманин выучит наизусть некоторую часть из Священного Корана, необходимую для совершения молитв, ему нужно сразу же приступить к изучению фикха.
07 ноября 2017
4151
Можно ли взять в банке кредит для того, чтобы начать собственное дело?
Можно ли взять в банке кредит для того, чтобы начать собственное дело?
Нет никаких разногласий в том, что касается запрещенности в исламе ростовщичества.
12 сентября 2017
19775
Разрешено ли мусульманам проводить медовый месяц?
Разрешено ли мусульманам проводить медовый месяц?
Первые дни совместной жизни после заключения брака принято называть «медовым месяцем». В сущности, в культуре мусульманских народов нет такого обычая, как проведение медового месяца. Нет так же никаких упоминаний об этом и в книгах по фикху. Однако в книгах по фикху можно встретить информацию, что для мужчины, который только что женился, первые дни совместной жизни являются уважительной причиной, позволяющей не участвовать в коллективном намазе
10 июля 2017
7483
Разрешено ли получать деньги за исполнения обязанности имама или за обучение фикху?
Разрешено ли получать деньги за исполнения обязанности имама или за обучение фикху?
Прежние алимы считали запрещенным обучение Корану и религиозным наукам за деньги, так как в то время потребности алимов и имамов удовлетворялись из государственной казны. Однако алимы более поздних поколений...
09 марта 2017
6311
Дозволена ли в исламе выплата задатка при заказе товара?
Дозволена ли в исламе выплата задатка при заказе товара?
Производство или изготовление какой-либо продукции на заказ, в фикхе именуется актом «истисна». При заключении данного акта, производитель товара...
27 января 2017
6153
"Дар царей" и "Свет изъяснения": труды по фикху, изданные в Казани в XX в.
"Дар царей" и "Свет изъяснения": труды по фикху, изданные в Казани в XX в.
Как уже отмечалось, фикх излагал закон, по которому жила мусульманская община, и книги по фикху имели наибольшее применение и распространение. Но мы не ставим своей целью перечисление всех сочинений по фикху, издававшихся среди татар...
25 ноября 2016
3961
Известнейшие труды по фикху, изданные татарами в начале XX в.
Известнейшие труды по фикху, изданные татарами в начале XX в.
Коран, тафсир и хадис легли в основу исламского представления об обычаях и нормах, согласно которым должна протекать индивидуальная и социальная жизнь мусульман. Этот этико-нормативный идеал должен был еще дополняться и корректироваться коллективно выработанным "единодушным" мнением общины (иджма’ ал-умма) и личным суждением по разуму (ра`и) ее выдающихся ученых и религиозно-политических лидеров.
23 ноября 2016
4398
Издательский дом «Хузур» выпускает новую серию книг татарских богословов
Издательский дом «Хузур» выпускает новую серию книг татарских богословов
Издательский дом «Хузур» начал выпуск новой серии книг татарских богословов. Первая книга - «Фикх аль-Акбар» имама Абу Ханифы в переводе Габдуль Куддуса Фахри на старотатарский язык.
27 июня 2016
2190
"Ты не достигнешь знания, кроме как с помощью этих 6-и вещей"
"Ты не достигнешь знания, кроме как с помощью этих 6-и вещей"
Студенту следует выбирать из всех наук самую лучшую – ту, в которой он нуждается в данное время для верного исповедания религии, затем ту науку, которая необходима ему в будущем.
13 апреля 2016
4856
Отсутствие каких знаний является для мусульманина грехом?
Отсутствие каких знаний является для мусульманина грехом?
Сказал посланник Аллаха (ﷺ): «Поиск знания является обязанностью для каждого мусульманина и мусульманки». (Сахих имама Бухари). Знай же, что не возлагается приобретение всех знаний на каждого мусульманина, однако требуется от него приобретение насущных знаний – гильм аль-халь.
12 апреля 2016
8139
В Казани обсудят проблемы преподавания исламского права (фикха)
В Казани обсудят проблемы преподавания исламского права (фикха)
24 марта в Казани состоится очередное мероприятие, посвященное содержательному наполнению самого начального уровня исламского образования.
21 марта 2016
2746
История фикха и ханафитский мазхаб
История фикха и ханафитский мазхаб
Словарное значение слова «фикх» – это точное и глубокое постижение смысла слов и действий, правильное и полное понимание, познание глубинной сути чего-либо. Слово «фикх» обладает несколько более специальным значением, чем близкие по смыслу слова «‘ильм» и «фахм», имеющие значение «знать, понимать».
03 февраля 2016
6796
Мусульманское право в немусульманских странах: есть ли перспектива?
Мусульманское право в немусульманских странах: есть ли перспектива?
Принято считать, что шариат, или если брать более узко – мусульманское право, может применяться лишь в странах арабского мира либо там, где большая часть населения исповедует ислам. Этот стереотип развенчал Ренат Беккин, заведующий кафедрой востоковедения и исламоведения КФУ. Молодым людям, придерживающихся различных религиозных мировоззрений, лектор рассказал о становлении и развитии ислама в немусульманских странах и о том, насколько полезно изучать само мусульманское право, хотя бы с точки зрения юриспруденции.
30 ноября 2015
3976