Что в Коране сказано о «проедании имущества»?
وَلاَ تَأْكُلُواْ أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ وَتُدْلُواْ بِهَا إِلَى الْحُكَّامِ لِتَأْكُلُواْ فَرِيقًا مِّنْ أَمْوَالِ النَّاسِ بِالإِثْمِ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ (188)
«Не проедайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы незаконно есть часть имущества людей (путем дачи взятки и лжесвидетельства), в то время как вы знаете (что совершаете недозволенное и греховное)» (Бакара, 188).
Мукатиль ибн Хайан рассказывал: «Данный аят был ниспослан в отношении Имрууль-Кайса ибн Абис аль-Кинди и Абдана ибнуль-Ашва аль-Хадрами. Между ними возник спор относительно земельного участка. Тогда они обратились к посланнику Аллаха ﷺ, чтобы он вынес решение в их споре. Абдан выступал в качестве истца, а Имрууль-Кайс выступал в качестве ответчика».
Абдан ибнуль-Ашва аль-Хадрами сказал: «О, посланник Аллаха! Этот человек захватил землю, которая досталась мне от отца».
Имрууль-Кайс сказал: «Эта земля моя. Я ее возделываю, и у него нет никаких прав на нее».
Посланник Аллаха ﷺ, обратившись к Абдану, сказал: «Либо представь доказательства того, что эта земля является твоей, либо я заставлю твоего оппонента принести клятву».
Абдан ибнуль-Ашва аль-Хадрами сказал: «О, посланник Аллаха! Он принесет ложную клятву и присвоит себе мою землю».
Посланник Аллаха ﷺ сначала сказал: «Раз у тебя нет доказательств, то не остается иного пути, как взять клятву с твоего оппонента». После этого он добавил: «Кто принесет ложную клятву именем Аллаха, чтобы завладеть частью имущества своего брата мусульманина, тот встретит Аллаха разгневанным».
Имрууль-Кайс спросил: «О, посланник Аллаха! А что будет тому, кто отказывается от своих прав, будучи правым?». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Рай».
Тогда Имрууль-Кайс, сказав «Будь свидетелем тому, что я отдаю эту землю ему», отказался от тяжбы. И тогда Аллах Всевышний ниспослал данный аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 39].
Муслим приводит этот риваят без упоминания о том, что он является причиной ниспослания данного аята, а также сообщает, что Абдана звали Рабиа ибн Ибдан или Ийдан [Муслим, Иман, 223-224].
Автор: Islam Today