• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как небольшой город в Китае превратился в центр татарской эмиграции

Время чтения: 4 мин
22836

Современный Хайлар. Памятник Чингизхану

После октябрьской революции 1917 года самыми большими центрами татарской эмиграции на Дальнем Востоке стали Китай, Корея и Япония. Одним из таких мест был небольшой городок Хайлар, находившийся на территории исторической Маньчжурии. Этот городок считался неформальной столицей Внутренней Монголии, которая в то время находилась под властью Китая.

В этих краях татары появились в 1897-1903 годах, во время строительства Китайско-Восточной железной дороги (сокращенно КВЖД). Эта железнодорожная дорога являлась южной веткой Транссибирской магистрали, которая проходила через китайскую Маньчжурию и соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. КВЖД была построена полностью на средства Российской империи и обслуживалась российскими подданными. Она проходила через Хайлар, который стал одной из ее станций.

Здесь компактно проживали служащие и рабочие, обслуживавшие эту железную дорогу. В это же время появляются татары, которые стали активно заниматься торговлей. В основном они привозили ткани, одежду и обувь из России для ее последующей продажи русским работникам КВЖД и местным монгольским богачам.

Но вскоре выяснилось, что также очень выгодно продавать в Россию местные товары - шкуры и шерсть животных, которые среди туземных монголов-скотоводов были в большом изобилии. Так татары постепенно перешли к выгодной бартерной торговле: обменивали шкуры и шерсть животных на российские товары, а затем продавали их в Китайской Маньчжурии.

В первый период татары приезжали сюда только для торговли, а их семьи находились на Родине. Однако постепенно они стали жить в Хайларе и перевозить сюда своих жен и детей. После большевистской революции этот процесс лишь усилился, и к 1920 году практически все татарские торговцы привезли свои семьи в Хайлар. Это привело к тому, что в городке появился отдельный татарский квартал (махалля) со своей школой и мечетью. Поначалу для нее арендовали большое помещение, которое одновременно выполняло функции школы и мечети. Местная татарская община специально пригласила в Хайлар учителей и имама.

Татарская школа в Хайларе

Когда в арендуемом помещении стало совсем тесно, было принято решение начать строительство отдельной мечети. Каждый житель махалли постарался внести свой посильный вклад в это благое дело. Больше всего отличились купцы братья Ахматшах и Мухаммади Аги. Сразу после окончания строительства мечети была построена шестилетняя начальная школа, которая по своему оснащению не уступала лучшим школам Европы.

Одновременно она выполняла функцию культурного центра общины - здесь имелась большая библиотека и просторный зал, где проводились собрания и вечера. Обычно после ее окончания дети продолжали учебу в местной русской гимназии. Русская община в то время была самой большой в городе. В 30-е годы 20 века татарская школа в Хайларе считалась лучшей среди всех школ татарских диаспор на Дальнем Востоке.

Татарская община перед школой, г. Хайлар, 1922 год. Из коллекции Нурал Акчурин

В 1927 году имамом местной махалли стал Фатих Гимрани, а в январе 1938 года он был избран членом правления татарской общины в Хайларе. Одновременно он исполнял обязанности директора школы. Обучение в школе проводилось согласно специальной программе, подготовленной Центральным национальным руководством татарских диаспор (Мәркәз милли идарә).

Большую роль в истории школы сыграл Хатип Халиди (1893-1977). Известно, что он родился в 1893 году в семье муллы в деревне Карамасар Апастовского района Республики Татарстан. Участвовал в Первой мировой войне, был ранен и демобилизован. Осенью 1917 года Хатип Халиди приехал учителем в Хайлар. Он сделал очень многое для привлечения хороших учителей, а также воспитал собственные кадры из местной молодежи.

Проводы учителя Сибгатуллы Сулеманова. Фото на фоне татарской школы, г. Хайлар, 1922 год

Хатип Халиди также писал статьи, посвященные проблемам культуры в татарском эмигрантском журнале “Дальний Восток” (Ерак Шәрык). Например, известна его статья “Господин Габдулла Тукай” (Габдулла әфәнде Тукай), посвященная 8 годовщине смерти поэта, которая была опубликована в номере журнала “Дальний Восток” от 22 мая 1921 года.

Адресная книга Хайлара с указанием татарской мусульманской общины

С Хайларом 20-30-х годов связаны имена татарских просветителей Зухры Кугуш и Фатимы Акчуриной, общественного деятеля Гильметдина Тенишева. Здесь же начинал свою деятельность крупнейший татарский предприниматель и меценат Ахмад Вали Менгер.

В Хайларе в 1918 году родился Гали Акыш (1918-2011) — известный татарский, турецкий и немецкий журналист, писатель, видный общественный и политический деятель, человек очень яркой и необычной судьбы, который всю свою жизнь искренне посвятил служению своему народу.

Ученики и учителя татарской школы. Во втором ряду в центре Зухра Кугуш

В конце 1930-х годов из-за противостояния Советского Союза и оккупировавшей Маньчжурию Японии, часть татарской общины была вынуждена покинуть Хайлар. После того, как в 1948 году в Китае к власти пришли коммунисты, представители татарской общины окончательно эмигрировали в Турцию и Америку.

Сейчас Хайлар является небольшим городком с населением 344 934 человек в городском округе Хулун-Буир в автономном районе Внутренняя Монголия Китайской народной республики. И в нем практически не осталось следов от одной из известнейших татарских эмигрантских общин Дальнего Востока.

Примечание:

Основная часть фотоматериалов принадлежит Ильхану Садри. Его бабушка по материнской линии - Зухра Кугуш, о которой упоминалось в статье, некоторое время также была директором татарской школы в Хайларе.

Мухсин Нурулла

Социальные комментарии Cackle