Абдуль-Кадир аль-Хусейн: «Ислам – это путь срединности»
Когда впервые зародился радикализм? Что послужило распространению деструктивных воззрений, в том числе среди мусульман? Что ислам говорит относительно крайностей? На эти вопросы слушатели курсов повышения квалификации пытались найти ответы вместе с шейхом Абдуль-Кадиром аль-Хусейном, доктором исламских наук, профессором Университета Ялова.
Что такое радикализм?
«Радикализм в переводе с арабского означает «край». Ислам – это религия срединности, без крайностей. Умма Пророка ﷺ – умма срединности. К примеру, возьмём ситуацию вокруг пророка Исы (а.с.). Иудеи отрицали его пророчество, а христиане и вовсе начали ему поклоняться. Мусульмане заняли среднюю позицию. Ислам против всяких крайностей», – пояснил в начале лекции шейх.
Пророк Мухаммад ﷺ обучил своих сподвижников и теоретическим, и практическим аспектам религии. Поколение четырёх праведных халифов, их понимание религии включало в себя теоретические и практические знания. Именно поэтому, уверен аль-Хусейн, в то время не было такого понятия, как радикализм. Такая ситуация сохранялась вплоть до конца правления Али (р.а.)
Читайте также: «Конструктив»: как молодёжь уходит в радикализм?
«У этой смуты были свои причины. К тому моменту много людей приняло ислам, они приходили в ислам из других народов, со своим религиозным бэкграундом. Кто-то принимал ислам неискренне, кто-то для того, чтобы навредить, становясь тем самым лицемером. Сказывалось и незнание арабского языка. Но распространение ислама шло вперёд», – пояснил Абдуль-Кадир аль-Хусейн.
Если же говорить о мировой истории, то понятие «радикализм» существует, поскольку обуславливается простым законом физики, гласящим, что у каждого действия есть противодействие.
Какое бы нововведение не появилось впоследствии, у этого нововведения была какая-то основа, предшественник в начале времён. Поэтому некоторые проявления радикализма можно найти во времена Пророка ﷺ. Были люди, проявлявшие несогласие с посланником Аллаха ﷺ.
Впоследствии, как отметил лектор, эти люди либо примкнут к вероотступникам, либо будут воевать на стороне хариджитов против Али (р.а.).
Причины появления радикальных течений
«Когда на политической арене появился ДАИШ (террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ), то появились люди, уверенные в том, что, если бы Пророк ﷺ был жив, то ему бы ничего не оставалось, как последовать за этими людьми. Такая уверенность вызывает большое удивление. К сожалению, это поколение просто не знает, насколько высока степень пророчества. Проблема в том, что люди не уважают должным образом Пророка», – поделился своими наблюдениями спикер.
Итак, какие же три основных момента стали ключевыми в появлении радикальных группировок?
1. Халифат занял огромные территории. В ислам стали приходить неарабы, не знавшие всех тонкостей исламского вероучения и не владевшие арабским языком. Чистый арабский язык стал теряться, поскольку арабы стали смешиваться с другими народами.
2. Некоторые из тех, кто принял ислам, не обладали знаниями, имели свой религиозный бэкграунд. Их воззрения на ислам отождествлялись с предыдущей религией, через нее они пытались понять ислам.
3. Были те, кто принял ислам внешне, замышляя при этом козни против ислама.
Молчать или объяснять спорные моменты?
«Причины, повлиявшие на появление феномена радикализма, на самом деле очень разнообразные. Что-то произошло по причине хорошего намерения. Некоторые учёные отмечают, что причина появления радикальных воззрений – деятельность и желания политиков. Во время Омейядов халифы поддерживали идею джабризма, когда у человека нет выбора, он как перо по ветру болтается. Возможно, Омейядам было выгодно распространение этой идеи среди людей, чтобы не было восстаний. Как противодействие этой идеи возникает идея кадаризма (человек – хозяин своей судьбы). Появляются различные радикальные группы. Позже появляется проблема понимания аятов, в которых может прослеживаться уподобление Аллаха творениям. Одна группа понимала эти аяты буквально, без объяснения. Таким образом, появилось две кардинально противоположных точки зрения: уподобление Всевышнего созданием, придание Ему образа или же полное отрицание сыйфатов Всевышнего Создателя. Ахлю сунна находятся посередине», – пояснил шейх аль-Хусейн.
Следующая проблема, которая привела к расколу в умме, – вопрос сотворённости Священного Корана. Эти споры продолжались на протяжении правления трёх халифов. Правильный путь, избранный учёными того времени, – молчать, не вдаваться в споры по этой проблеме.
Однако некоторое время спустя все вопросы вероучения стали детально рассматриваться уполномоченными на то учёными. Это было связано с тем, что алимы обнаружили, что если и дальше молчать, то результатом такого молчания может стать большая проблема.
Продолжение следует…
Автор: Ильмира Гафиятуллина