3 степени ихласа: «Искренность – одна из Моих тайн, и Я дарую ее Моим любимым рабам»
Действия различаются из-за разницы во вдохновленных (свыше) состояниях (ахваль).
Пояснение: Действия органов тела связаны с состоянием сердца. Если в сердце возникает состояние сжатости (кабз), в разных частях тела появляется онемение и леность. Если в сердце возникает состояние широты (баст), появится какая-то активность и чувство радости. Аскетизм (зухд) вызывает отчуждение от грехов, любовь рождает радость, познание (марифат) приносит покой.
В одном хадис-шарифе сказано:
«Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это – сердце» (Бухари, Иман, 52; Муслим, Мусакат, 107).
В связи с тем, что поведение суфия меняется в зависимости от того, что внушается свыше (варидат), манеры их следования по избранной стезе (сулюк) тоже различаются. Некоторые их них – абиды, некоторые – захиды, некоторые – арифы и так далее.
Аллах ответит тебе, когда пожелает, а не тогда, когда хотелось бы тебе
Действия – это безжизненные формы, но присутствие в них настоящей искренности (сырр аль-ихлас) наделяет их животворящим Духом.
Пояснение: Душа деяний заключается в содержащейся в них искренности. Как тело не может жить без души, так и дела без искренности не будут принятыми (макбуль).
Искреннее деяние – это деяние, в которое не примешаны многобожие (ширк), показуха (рия) и желание удивить (уджуб).
Аллах Всевышний в Куръан-Кариме говорит:
«Им было приказано поклоняться Аллаху – искренне – только Ему одному, будучи верующими, а также (полноценно) совершать намаз и выплачивать закят. Это и есть правильная религия» (аль-Баййина, 5).
У Расулюллаха ﷺ спросили об искренности (ихлас). Он же спросил об этом у Джибриля (а.с.), а тот спросил у Всевышнего Аллаха. Его ответ был таким: «Ихлас (искренность) – одна из Моих тайн (из тех вещей, которые оставлены Мною тайными), и Я дарую ее Моим любимым рабам. Ни у одного ангела не будет известий, чтобы он его записал, и ни у одного шайтана не будет известий, чтобы он его испортил…» (Забиди, Итхаф ас-Саде, 13/80).
У ихласа есть три степени:
- Ихлас простых мирян (авам) – это искренность, которая проявляется ради обретения мирских и райских благ.
- Ихлас сословия избранных (хавас) – это искренность, которая проявляется исключительно ради благ ахирата.
- Ихлас же сословия привилегированно-избранных (ахассуль-хавас) – это искренность, которая проявляется и не ради этого мира, и не ради ахирата, а исключительно ради служения Аллаху (убудийят).
Из книги «Хикам аль-Атайя»
Все фото: Ислам-тудей