«Ваш Господь выбрал для Себя милость»
وَأَنذِرْ بِهِ الَّذِينَ يَخَافُونَ أَن يُحْشَرُواْ إِلَى رَبِّهِمْ لَيْسَ لَهُم مِّن دُونِهِ وَلِيٌّ وَلاَ شَفِيعٌ لَّعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ (51)
«И предостерегай этим (Кораном) тех, кто боится сбора перед своим Господом (верующих). И не будет у них помимо Него, ни покровителя, ни заступника (без Его разрешения). Возможно, они будут богобоязненны (и откажутся от неверия и грехов)» (аль-Ан`ам, 51).
Передается от Икримы: однажды группа неверующих из рода Абдуманаф среди которых были и их лидеры, такие, как Утба ибн Рабиа, Шейба ибн Рабиа, Мут`им ибн Адийй, аль-Харис ибн Науфаль, Караза ибн Абдиамир ибн Науфаль пришли к Абу Талибу и сказали: «О, Абу Талиб! Если бы твой племянник прогнал от себя наших рабов и тех чужаков, которые находятся под нашей защитой, то это возвысило бы его в наших сердцах, мы были бы более покорны ему и стали бы ближе к тому, чтобы подтвердить истинность его пророчества».
Абу Талиб пришел к посланнику Аллаха ﷺ и передал ему слова многобожников. Умар ибн Хаттаб сказал посланнику Аллаха ﷺ: «Сделай так и посмотри, чего они хотят и выполнят ли они свое обещание». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот и последующие аяты до слов: «А разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен (Ему)?».
Рави говорит: «Многобожники хотели, чтобы посланник Аллаха ﷺ прогнал от себя Биляла, Аммара ибн Ясира, Салима – раба Абу Хузайфы, Сабиха – раба Усайда; а из находившихся под защитой курайшитов: Ибн Масуда, Аль-Микдада ибн Амра, Масуда ибнуль-Кари, Вакыда ибн Абдуллаха аль-Ханзали, Зуш-Шималейна Амра ибн Абдиамра, Марсада ибн Аби Марсада, а также других слабых и беззащитных мусульман».
Когда же Аллах Всевышний ниспослал эти аяты, Умар пришел к посланнику Аллаха ﷺ и принес извинения за свои слова. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «И когда к тебе (о Мухаммад) придут верующие в Наши аяты, говори им: «Мир вам! Ваш Господь выбрал для Себя милость. И если кто из вас совершит дурной поступок по незнанию, а затем раскается (за содеянное, имея твердое намерение никогда впредь не совершать подобного) и исправится, то ведь Он (Всевышний Аллах) – Прощающий, Милующий (Своих рабов)»» [Табери, Джамиуль-Байан, 7/128-129].
قُلْ إِنِّي عَلَى بَيِّنَةٍ مِّن رَّبِّي وَكَذَّبْتُم بِهِ مَا عِندِي مَا تَسْتَعْجِلُونَ بِهِ إِنِ الْحُكْمُ إِلاَّ لِلّهِ يَقُصُّ الْحَقَّ وَهُوَ خَيْرُ الْفَاصِلِينَ (57)
Читайте также: Чего в Раю никогда не будет и что навсегда останется в земной жизни?
«Скажи (также): «Поистине, я следую доказательству от моего Господа. А вы отвергли его. И я не властен над тем, что вы так торопите (говоря: «Ниспошли на нас камни с неба или мучительное наказание»). И решение (о немедленном наказании или о его отсрочке) принимает только Аллах. Он (всегда) говорит истину, и Он – наилучший из судей»» (аль-Ан`ам, 57).
Кельби говорил: «Данный аят был ниспослан в отношении Надра ибнуль-Хариса и других лидеров курайшитов, которые издеваясь говорили: «Эй, Мухаммад! Низведи на наши головы то наказание, которым ты нас пугаешь» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 151].
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Абу Салиха, сообщается, что однажды Надр встав возле Каабы, сказал: «О, Аллах! Если то, что он говорит является истиной, то обрушь на нас наказание». И тогда был ниспослан этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/51].
«Асбабун-Нузуль. Причины Ниспослания Аятов Куръана»
Фото: elements.envato.com/ru
Автор: Islam Today