В каких аятах сказано, что женщина должна покрываться?
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَدْخُلُوا بُيُوتَ النَّبِيِّ إِلَّا أَن
يُؤْذَنَ لَكُمْ إِلَى طَعَامٍ غَيْرَ نَاظِرِينَ إِنَاهُ وَلَكِنْ إِذَا دُعِيتُمْ
فَادْخُلُوا فَإِذَا طَعِمْتُمْ فَانتَشِرُوا وَلَا مُسْتَأْنِسِينَ لِحَدِيثٍ إِنَّ
ذَلِكُمْ كَانَ يُؤْذِي النَّبِيَّ فَيَسْتَحْيِي مِنكُمْ وَاللَّهُ لَا
يَسْتَحْيِي مِنَ الْحَقِّ وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن
وَرَاء حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ وَقُلُوبِهِنَّ وَمَا كَانَ
لَكُمْ أَن تُؤْذُوا رَسُولَ اللَّهِ وَلَا أَن تَنكِحُوا أَزْوَاجَهُ
مِن بَعْدِهِ أَبَدًا إِنَّ ذَلِكُمْ كَانَ عِندَ اللَّهِ عَظِيمًا
«О, верующие! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят к трапезе. Но не дожидайтесь ее приготовления. Но если вас позовут, то входите, а когда поедите, расходитесь и не оставайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стесняется вас, но Аллах не стесняется правды. И если вы просите у них [жен Пророка] какую-то утварь, то просите через завесу. Это чище для ваших сердец и для их сердец. Не нужно огорчать Посланника Аллаха и жениться на его женах после него. Поистине, это перед Аллахом – большой грех» (Ахзаб, 53).
Этот аят известен как «аят о хиджабе», то есть о завесе. Имеется известный хадис о ниспослании этого аята в соответствии с пожеланием хазрати ‘Умара. Рассказы о событии, произошедшем в пятом году по хиджре и ставшем поводом для ниспослания этого аята, дошли по различным каналам и включены в сборники достоверных хадисов. Вместе с тем, о причинах ниспослания этого аята имеются и другие риваяты.
День хиджаба: напоминание о важном предписании ислама всем современным людям
В риваяте от Анаса хазрати ‘Умар повествует таким образом: «Однажды я сказал: «О, посланник Аллаха ﷺ! К тебе приходят и хорошие люди и грешники. Тебе следовало бы повелеть матерям правоверных укрываться». И после этого Аллах Всевышний ниспослал аят о хиджабе».
Достопочтенный ‘Умар говорит так: «Мой Господь согласился со мной по поводу четырех вещей:
Я сказал: «О, посланник Аллаха! Не совершать ли нам намаз за макамом Ибрахима?» Аллах Всевышний ниспослал аят: «И вы сделайте макам Ибрахима местом для моления».
Я сказал: «О, посланник Аллаха! Хорошо бы тебе сделать занавеску для твоих жен (чтобы укрыть их). К ним приходят и хорошие люди и грешники». Аллах Всевышний ниспослал аят: «Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу».
В риваяте Табари, полученном через Абу Айюба ан-Нахрани от Аиши, также говорится о ниспослании аята о хиджабе в связи с тем, что произошло с хазрати ‘Умаром. Однако событие излагается несколько по-иному.
Жены Пророка ﷺ, как и другие женщины, по вечерам выходили за город справлять нужду в открытой местности (поскольку в домах не было туалетов). Достопочтенный ‘Умар сказал Пророку ﷺ, чтобы его жены укрывались, выходя справлять нужду. Но поскольку не было откровения по этому поводу, Пророк ﷺ не придал значения этой его просьбе.
В один из вечеров жена Пророка ﷺ Севда бинт Земʼа вышла за пределы города справлять нужду. Она была женщиной высокого роста, и ее можно было узнать издалека. Хазрати ‘Умар тоже вышел за ней и так как очень хотел, чтобы было получено откровение относительно необходимости женщинам укрываться, крикнул ей сзади: «Эй, Севда, мы узнали тебя!»
Досточтимая Аиша говорит: «Вот после этого случая был ниспослан аят о хиджабе: «О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка в неурочный час…».
Согласно риваяту от Муджахида, когда Пророк ﷺ кушал, рядом с ним были и некоторые сподвижники. Рука одного из них коснулась руки Аиши, и Пророку ﷺ это не понравилось, и вот в связи с этим был ниспослан аят о хиджабе. Согласно одному хадису, приведенному Таберани с достоверным иснадом от Аиши, человеком, рука которого коснулась руки Аиши, был хазрати ‘Умар.
Не пропустите: Совместимы ли мода и ислам?
وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ
يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ
زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ
وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاء بُعُولَتِهِنَّ
أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاء بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُوْلِي الْإِرْبَةِ مِنَ
الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَى عَوْرَاتِ النِّسَاء
وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ وَتُوبُوا
إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَا الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взгляд [при виде того, на что им нельзя смотреть] и оберегали свои половые органы [от запретного]. Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди [покрывая голову, шею и грудь] и не показывают свою красоту [то есть, все тело, кроме лица и кистей рук] никому, кроме своих мужей, отцов, свекров, сыновей, сыновей своих мужей, братьев, сыновей братьев, сыновей сестер, или своих женщин, рабов, стариков, не испытывающих вожделения, и детей, которые не осознают женской наготы. И пусть [мусульманки] не стучат ногами, сообщая об украшениях, которые скрывают. О верующие! Кайтесь перед Аллахом вы все, чтобы обрести успех» (Нур, 31).
Мукатиль ибн Хайян рассказывает: «Как нам стало известно (самое правдивое известно Аллаху), Джабир ибн ‘Абдуллах передал следующее: «Когда Асма бинт Муршида находилась в племени Бану Хариса (по одному риваяту – среди финиковых пальм), женщины начали входить к ней без одежды, с браслетами на ногах, с открытой грудью и свисающими волосами. Асма воскликнула:« Как это мерзко!» Вслед за этим Аллах Всевышний низвел аят: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы...»
Мукатил ибн Хайян приводит этот же случай, когда говорит об обстоятельствах ниспослания 58-го аята этой суры, о чем будет сказано позже.
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاء الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ
عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ وَكَانَ
اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا
«О, Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить [от рабынь и женщин легкого поведения], чтобы не причинить им обиды. И Аллах – Прощающий, Милующий [верующих]» (Ахзаб, 59).
В риваяте от Даххака он объясняет так: «Когда в Медине кто-нибудь из мунафиков встречал женщину в плохой одежде, то по ее внешнему виду не мог различить, кто она: свободная женщина или же невольница. Предположив, что она блудница, он начинал к ней приставать и таким образом причинял неудобства свободной женщине. Вот в связи с этим Аллах Всевышний ниспослал этот аят: «О, Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин…»
Судди повествует об этом несколько иначе: «Дома в Медине были тесные, и в них не было места, чтобы справить нужду. Поэтому женщины выходили за город, справляли нужду на полях. Некоторые грешные мужчины Медины начинали их преследовать, приставали к ним. Чаще всего они преследовали невольниц. В те времена свободные женщины, выходя на улицу, брали верхнюю одежду, невольницы же не обращали на это внимания.
Так вот, эти нечестивые мужчины, увидев на улице женщину в верхней одежде, говорили про себя: «Это свободная женщина» и не трогали ее. Если же они видели женщину без верхней одежды, то приставали к ней. Вот из-за их подобных поступков был ниспослан этот аят.
В риваяте же, дошедшем от Абу Салиха, вместо сведений о мужчинах, преследовавших женщин и пристававших к ним, говорится, что мужчины сидели у своих ворот на улице и громко обсуждали проходящих мимо верующих женщин, которым это не нравилось. В связи с этим и был ниспослан аят о необходимости женщинам укрываться.
Фото: elements.envato.com.