• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

В чем смысл и основные условия наставления?

3618

человек по своей природе всегда нуждается в наставлении и назидании, в каком бы положении он не находился.

человек по своей природе всегда нуждается в наставлении и назидании, в каком бы положении он не находился.

«Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу».
(Сура «Агля, аят 9)

Цель направления заключается в доведении послания Всевышнего Аллаха, в наставлении и назидании людей. Наставление является одним из самых действенных способов распространения добра. Если задача наставления состоит в принесении пользы, то проводить наставление нужно в хорошем стиле. В противном случае, желая принести людям пользу, можно стать причиной душевной обиды.

Обращение Всевышнего Аллаха к нашему Пророку (мир ему и благословение Всевышнего!) в упомянутом выше аяте можно пояснить таким образом: «О мой Посланник! Доведи до людей Мои повеления и запреты, которые сообщены тебе путем божественного откровения, и постоянно напоминай им про них. Проповедуй и наставляй, чтобы научить людей тем предписаниям и знаниям, которые содержатся в Коране. Наставляй их Кораном на путь добра и истины. Но наставляя людей, наблюдай за их состоянием, чтобы задача назидания была выполнена, чтобы оно принесло пользу». Однако напоминание и наставление должны быть адресованы не только тем, кто извлечет из них пользу. Ведь миссия нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) направлена ко всем людям. Тем более, что в наставлении и назидании в любом случае есть польза, даже если и не каждому.

Естественно, нельзя ждать от каждого исполнения того, что содержится в наставлении. Каждый сам сделает свой выбор в соответствии со свободной волей, дарованной человеку Аллахом. Кто захочет воспользоваться наставлением, тот найдет в нем пользу. У нашего Пророка не было задания принудительно заставить кого-либо принять послание. Ведь в Коране сказано: «Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (Йунус, 10:99). Его задача состояла лишь в том, чтобы наилучшим образом призывать людей к религии Аллаха. Вот как об этом сказано в аяте: «На Посланника возложена только ясная передача откровения» (Анкабут, 29:18).

Достопочтенный Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) полностью выполнил задачу распространения религии и до конца завершил свою миссию. После него люди оставлены наедине, в том положении, когда их действия могут быть разными. Также будет отличаться и конечный результат для каждого из них. Всевышний Аллах по своему усмотрению вознаградит людей или подвергнет наказанию в соответствии с их поведением в ответ на это наставление. Будут те, которые прислушаются к призыву Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) и получат пользу от наставления. Но будут и такие, кто заткнет уши и не услышит наставления, не извлечет из него необходимых уроков.

У кого в сердце есть божий страх, и кто знает, что вернется к Нему, тот сумеет извлечь урок от таблига нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!), от его наставлений. Даже сомневающиеся в данном вопросе будут иметь свою долю пользы, частично воспримут наставления. Только тем, кто будет настойчив в своем неверии и отрицании, будет упрямиться в своей неблагодарности, не посчастливится воспринять наставление. И от него не будет им никакой пользы. Выходит, чтобы человек мог воспользоваться религиозным наставлением, ему надо уверовать, раскрыть свое сердце и сознание к постижению цели божественного послания. В противном случае, ему не будет никакой пользы от сообщений Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Всевышнего!).

Если мы осмыслим рассматриваемый аят вместе с предыдущими и последующими аятами, повеление и рекомендации Всевышнего Аллаха нашему Пророку (мир ему и благословение Всевышнего!) обретут такой смысл: «О мой Посланник!  Ты совершай таблиг, призывай людей к Моей религии. Но будь осторожен, не создавай себе затруднений, стараясь, чтобы люди тебя услышали. Не ставь себя в трудное положение, считая себя ответственным за то, за что ты не являешься ответственным. Ты не сможешь воскресить мертвых. Ты не обязан заставить глухих услышать, а слепых увидеть. Мы облегчили твое задание. Ты продолжай объяснять тем, кто прислушивается к тебе. У кого в сердце есть божий страх, те обязательно найдут пользу в наставлении. Но ты не огорчайся по поводу тех, которые бесчувственны к предупреждению. Ты не отвечаешь за них, не затрудняй свою задачу. Сколько бы ты ни старался, такие люди все равно будут избегать наставлений. Из-за демонстрируемого ими поведения им не посчастливится извлечь необходимый урок из твоего наставления».

В заключение можем сказать, что человек по своей природе всегда нуждается в наставлении и назидании, в каком бы положении он не находился. Большая часть тех людей, которые не прислушиваются к посланию, доставленному пророками, отрицают его лишь на словах. Исходя из этого, мы можем прийти к выводу, что большинство людей испытывают воздействие религиозного наставления. А это делает действительной неизбежность наставления. В таком случае, основным в наставлении является принцип постоянства и продолжительности. Но вместе с тем, религиозное наставление нужно вести в интересной манере, ненадоедливо, не нанося обид.

Прежде чем начать наставление, нужно узнать о материальных нуждах и духовных потребностях человека, поинтересоваться его делами. А затем постараться поставить себя на место слушателя и таким образом проконтролировать свое поведение. Надо подумать об отражении в себе тех советов и рекомендаций, о которых собираемся говорить. Иногда один хороший поступок становится лучшим наставлением, чем сотни слов, и оказывает более сильное воздействие. Не нужно забывать о том, насколько бы люди не были испорчены, насколько бы не ожесточились сердца, насколько бы больше не стало препятствий, все равно ни одно поколение не потеряет полностью способность восприниать религиозное наставление.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

 

Комментарии для сайта Cackle