• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Увидят ли верующие Всевышнего Аллаха?

Время чтения: 3 мин
13078

 

Все, кроме Всевышнего Аллаха, появилось со временем. Он ни с какой стороны не похож на возникшие позже существа. Наш Господь превосходит все наши представления о Нем. По этой причине воображение и фантазия человека бессильны постичь Его. Слово “идрак” означает “достичь чего-то желаемого”. В качестве метафоры оно также употребляется в значении “восприятие органом чувств чего-то ощутимого или постижение умом чего-то абстрактного”. В приведенном аяте слово идрак охватывает оба эти значения, т. е. выражение «Взоры не могут постичь Его» означает и то, что Аллах не является материальным существом, которого можно увидеть глазами, и то, что ни одно существо, кроме Него самого, не может целиком постичь Его истинную сущность.

Сущность Аллаха нельзя достичь глазами этого мира, невозможно охватить Его истину, потому что глаза не созданы способными увидеть Его. По вопросу о возможности или невозможности увидеть Аллаха в ахирате имеются разногласия между мазхабами. В то же время, аяты и хадисы указывают на возможность увидеть Аллаха в ахирате.

Ученые, относящиеся к мазхабу мутазиллитов, опираясь на разные рациональные и иррациональные доводы и прежде всего на этот аят, выдвигали идею о невозможности увидеть Аллаха как в этом мире, так и в ахирате. Ученые ахли-сунната защищали идею о том, что этот аят свидетельствует лишь о невозможности увидеть вечного Аллаха в этом мире нашими бренными глазами. А в ахирате же, бренные тела превратятся в вечные,  глаза обретут способность бесконечного видения и смогут увидеть Аллаха. Согласно им, в аяте речь не идет о совершенной невозможности увидеть Аллаха. В нем говорится лишь о невозможности полностью постичь Его. Имеются и другие доводы в пользу возможности увидеть Аллаха Тааля в ахирате:

а) В Священном Коране сказано следующее:

«Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня» (Аграф, 7:143).

Исходя из того, что пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) не станет просить у Аллаха чего-то невозможного, ученые ахли-сунната пришли к убеждению о возможности увидеть Аллаха. Если бы было возможности увидеть, Муса (а.с.) не пожелал бы увидеть Его, потому что он знал бы об этом и не стал бы просить невыполнимого.

б) В следующем аяте утверждается о возможности увидеть Аллаха в Раю:

«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (Киямат, 75:22-23). Также в аяте говорится о таком состоянии неверующих в ахирате:  «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой (будут лишены возможности увидеть Его)» (Мутаффифин, 83:15). Это тоже является доводом о возможности увидеть, поскольку выражение “лишиться, отделиться завесой” касается лишь неверующих, а значит му’мины смогут увидеть своего Господа. Однако качество этого вѝдения будет соответствовать состоянию и условиям, существующим в ахирате.

в) В одну из ночей, совпавшую с четырнадцатым днем месяца, наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) сообщил, глядя на Луну: “Как вы сейчас видите Луну, так же увидите своего Господа” (Бухари, “Книга намаза”, 14).

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle