Уроки суры «аль-Ан‘ам»: клевета на Аллаха
وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَى عَلَى اللّهِ كَذِبًا أَوْ قَالَ أُوْحِيَ إِلَيَّ وَلَمْ يُوحَ إِلَيْهِ شَيْءٌ وَمَن قَالَ سَأُنزِلُ مِثْلَ مَا أَنَزلَ اللّهُ وَلَوْ تَرَى إِذِ الظَّالِمُونَ فِي غَمَرَاتِ الْمَوْتِ وَالْمَلآئِكَةُ بَاسِطُواْ أَيْدِيهِمْ أَخْرِجُواْ أَنفُسَكُمُ الْيَوْمَ تُجْزَوْنَ عَذَابَ الْهُونِ بِمَا كُنتُمْ تَقُولُونَ عَلَى اللّهِ غَيْرَ الْحَقِّ وَكُنتُمْ عَنْ آيَاتِهِ تَسْتَكْبِرُونَ (93)
«И кто несправедливее клевещущего на Аллаха или говорящего: «Мне внушено в откровении…», – хотя никакого откровения он не получает. Или того, кто говорит: «Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах»? И если бы ты (о Мухаммад) увидел злодеев в предсмертной агонии, когда ангелы простирают к ним руки (чтобы забрать их души, и говорят им): «Отдайте ваши души! Сегодня вам воздастся унизительным наказанием за всю ложь, которую вы говорили об Аллахе и за высокомерное отношение к Его аятам!»» (Аль-Анам, 93).
В риваяте, переданном от Икримы сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Мусайлямы аль-Каззаба из племени Бану Ханифа, который утверждал, что знает сокровенное, что Аллах даровал ему пророчество и ниспосылает ему откровения [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 151-152; Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/163].
В риваяте, переданном от Катады сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Мусайлямы, а также в отношении Аль-Асвада аль-Анси [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/86].
Также было сказано, что та часть аята, в которой говорится: «Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах» была ниспослана в отношении Абдуллаха ибн Аби Сарха.
Однажды посланник Аллаха ﷺ позвал к себе Абдуллаха ибн Аби Сарха, чтобы записать ниспосланные в тот день откровения (в то время Абдуллах ибн Аби Сарх был одним из писарей, записывавших откровения) и продиктовал ему 12, 13 и 14 аяты суры «Муминун».
Когда же посланник Аллаха ﷺ дошел до той части, где говорилось: «А после Мы вырастили его в другом творении (вдохнув в него душу)», то Абдуллах пораженный этим аятом, содержавшим подробности стадий сотворения человека, воскликнул: «Возвышен Аллах, наилучший Творец».
Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Мне было ниспослано точно так же».
Абдуллах, который был еще больше поражен таким совпадением его собственных слов с ниспосланным откровением, сказал сам себе: «Если Мухаммад говорит правду, то получается, что и мне приходят откровения также, как и ему. Если же он лжет, то я сказал слова, подобные тем, что говорит он».
После этого Абдуллах ибн Аби Сарх совершил вероотступничество, сказав: «Я могу ниспослать откровение подобное тому, что ниспослал Аллах»». Кельби привел этот риваят от Ибн Аббаса, без упоминаний о том, что этот случай стал причиной ниспослания данного аята.
Риваят, который был передан от Шурахбиля ибн Са`да содержит в себе упоминание о том, что этот случай стал причиной ниспослания данного аята. В этом риваяте, переданном по каналу Абдуррахмана ибн Абдана сообщается, что Шурахбиль ибн Са`д говорил: «Этот аят был ниспослан в отношении Абдуллаха ибн Аби Сарха, который совершил вероотступничество, сказав: «Я могу ниспослать откровение подобное тому, что ниспослал Аллах». Затем, в день завоевания Мекки, когда посланник Аллаха ﷺ вошел в город, Осман привел Абдуллаха ибн Сарха к посланнику Аллаха ﷺ и попросил для него гарантий безопасности» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 152].
Табери в своем тафсире приводит риваят, переданный от Судди, в котором несколько иначе описывается случай, из-за которого Абдуллах ибн Са`д ибн Аби Сарх впал в сомнения, хоть суть произошедшего та же самая. В этом риваяте сообщается, что, однажды записывая ниспосланные откровения, он вместо слов «Аллах Величественный Мудрый» записал «Аллах Прощающий Милосердный». Или вместо «Аллах Слышащий, Знающий» он, изменив откровение, записал «Аллах Знающий, Мудрый», а затем спросив об этом посланника Аллаха ﷺ получил ответ: «Оба варианта равны, между ними нет никакой разницы». И тогда у него возникли сомнения, и он сказал сам себе: «Если Мухаммаду приходят откровения, то значит они приходят и мне. Если это ниспослал ему Аллах, то и я могу ниспосылать откровения как Аллах».
После этого он совершил вероотступничество и примкнул к многобожникам, он донес Ибнуль-Хадрами или роду Абдуддар на Аммара ибн Ясира и Джубайра, которых многобожники подвергли жестоким пыткам. Также в этом риваяте говорится о том, что аят «Кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – кроме тех, кто был принужден (неверующими) к этому (произнесению слов неверия), при этом в его сердце сохранялась крепкая вера – а тем, кто добровольно совершил неверие – им гнев Аллаха и (в вечности) великое наказание» был ниспослан в отношении этого Абдуллаха ибн Абу Сарха, а также Аммара и Джурайджа на которых он донес.
Что же касается той части аята, в которой говорится: «Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах», то от Икримы передается иной риваят. Хафс ибн Умар передает от Аль-Хакема ибнуль-Хариса, а он в свою очередь от Икримы, что однажды Надр ибнуль-Харис в подражание Корану сочинил следующие слова: «Клянусь теми, кто молет муку, кто делает тесто, кто выпекает хлеб, и теми, кто ест его кусок за куском...». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят в отношении Надра ибнуль-Хариса [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 7/28].
Что же касается той части аята, в которой говорится: «И, если бы ты (о Мухаммад) увидел злодеев в предсмертной агонии, когда ангелы простирают к ним руки (чтобы забрать их души, и говорят им): «Отдайте ваши души! Сегодня вам воздастся унизительным наказанием за всю ложь, которую вы говорили об Аллахе и за высокомерное отношение к Его аятам!»», то по поводу причины его ниспослания приводится очень странный риваят, переданный от Ибн Аббаса по каналу Абу Салиха, в котором сообщается, что данная часть аята была ниспослана в отношении тех людей, которые не переселились в Медину вместе с посланником Аллаха ﷺ и другими сахабами, а остались в Мекке скрывая свою веру, и которые в день битвы при Бадре находясь в рядах многобожников, увидели мусульман малочисленными и совершили вероотступничество, вернувшись к многобожию [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/87].
Фото: elements.envato.com/ru.
Автор: Islam Today