Ульм аль-Куран: изучаем вместе два основных этапа ниспослания Корана
Ниспослание Корана осуществлялось в два этапа:
- Мекканский период: с сорокалетия Пророка (с.а.с.) до хиджры (622 год).
- Мединский период: с хиджры до смерти пророка Мухаммада (с.а.с.).
Мекканский период
С первого откровения до переселения в Медину, мекканский период длился около 13 лет. Главной целью этого периода для пророка Мухаммада (с.а.с.) являлся призыв людей к исламу.
Роль пророка Мухаммада (с.а.с.) в этот период заключалась в предупреждении и возвещении. Исходя из этого, темами коранического откровения этого периода являлись: Аллах и Его единство; Воскрешение и Судный день; праведность и истории пророков.
Читайте также: Умиротворяющее величие: как не потерять свою связь с природой?
Мединский период
Период Медины длился около 10 лет, от хиджры и до смерти пророка Мухаммада (с.а.с.). К этому периоду мусульмане сформировались как сообщество – умма, и аяты Корана уже ниспосылались для каждой отдельной категории. Поэтому темы мекканских сур касаются социального, юридического урегулирования, бракоразводных процессов, вопросов наследования.
Общество Медины можно было разделить на 4 основные категории:
- Мухаджирины – мусульмане-переселенцы из Мекки в Медину.
- Ансары – жители Медины, которые помогали мухаджиринам.
- Мунафики – лицемеры, люди, которые делали вид, что поддерживали мусульман, но на самом деле, придерживались других взглядов.
- Люди Писания – иудеи и христиане.
Также продолжали ниспосылаться аяты, адресованные всему человечеству, – ан-нас и неверующим.
Мекканские и мединские суры: основные различия
Мекканской или мединской сура определяется в зависимости от того, где происходило начало его ниспослания, даже если в ней содержатся аяты, которые были ниспосланы в другом месте.
Согласно большинству ученых, 85 следующих сур являются сурами мекканского происхождения:
96, 68, 73, 74, 111, 81, 87, 92, 89, 93, 94, 103, 100, 108, 102, 107, 109, 105, 113, 114, 112, 53, 80, 97, 91, 85, 95, 106, 101, 75, 104, 77, 50, 90, 86, 54, 38, 7, 72, 36, 25, 35, 19, 20, 56, 26, 27, 28, 17, 10, 11, 12, 15, 6, 37, 31, 34, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 51, 88, 18, 16, 71, 14, 21, 23, 32, 52, 67, 69, 70, 78, 79, 82, 84 (Аз-Закаши, 1:193).
Среди ученых существует разногласия относительно последних сур, ниспосланных в Медине. Некоторые ученые, среди которых был Ибн Аббас, полагают, что последней мекканской сурой была 29-я сура «Аль-Анкабут», другие, что 23-я «Аль-Мумин», третьи – 83-я «Аль-Мутаффифин».
Следующие 29 сур являются мединскими:
2, 8, 3, 33, 60, 4, 99, 57, 47, 13, 55, 76, 65, 98, 59, 110, 24, 22, 63, 58, 49, 66, 61, 62, 64, 48, 9, 5 (Закарши 1:194).
Также существуют разногласия относительно места ниспослания первой суры Корана «Фатихи».
- Как правило, в сурах мединского происхождения содержится обращение «О те, которые уверовали» и «Люди Писания», мекканского – «О люди».
- Суры, содержащие слово «кэлля» («но, нет»), являются мекканскими.
- Суры, при чтении которых необходимо совершить земной поклон, являются мекканскими.
- Суры в отношении мунафиков (лицемеров), являются мединского происхождения, кроме суры «Аль-Анкабут».
- Мекканские суры составляют 11 джузов, мединские –19, из чего становится ясным, что мединские суры длиннее и составляют большую часть Корана.
Читайте также: Зина и межконфессиональные браки: что говорится об этом в Коране?
Считается, что хронология ниспослания сур Корана следующая: 96, 68, 73, 74, 111, 81, 94, 103, 89, 93, 92, 100, 108, 102, 107, 109, 105, 112, 113, 114, 53, 80, 97, 91, 85, 95, 106, 101, 75, 104, 77, 50, 90, 55, 72, 36, 7, 25, 35, 19, 20, 56, 26, 27, 28, 17, 11, 12, 10, 15, 37, 31, 23, 34, 21, 37, 40, 41, 47, 43, 44, 45, 46, 51, 88, 18, 6, 16, 71, 14, 32, 52, 67, 69, 70, 78, 79, 82, 84, 30, 29, 83, 54, 86 (Ибн Ан-Надим 1:49-52).
Знание мекканских и мединских откровений является важной частью ульм аль-Куран (знание Корана). И дело не только в историческом интересе, это важно для понимания и толкования сур.
Автор: Сайда Хайат