• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

“У каждого из нас есть свой шайтан..." Можно ли его победить?

5223

Как плохие качества изменить на хорошие?

Как плохие качества изменить на хорошие?

Человек — это создание, которое способно совершать как добрые, так и злые дела. Эти способности переплетены между собой. Всевышний уравновесил людей, дав им равные способности и предоставив одинаковые возможности. Священный хадис: "Каждый ребенок рождается с присущим ему естеством (фитра). Затем родители делают его иудеем, христианином или язычником" - прекрасно демонстрирует нам эту истину.

Другими словами, каждый новорожденный ребенок обладает присущим ему естеством: в нем заложено стремление к познанию Создателя, ему предоставлен универсальный набор чувств и способностей. Однако семья и окружение, где растет ребенок, играют весомую роль и могут оказывать большое влияние при формировании человека.

Человек по своей природе обладает различными чувствами, талантами и способностями. Кроме того, эти способности и возможности вложены в сущность человека в прекрасном и размеренном виде. Важным является то, чтобы в период воспитания и развития человека суметь рассмотреть эти чувства и способности, а затем, выявив их, развивать.

Например, Всевышним в человеческую сущность заложена воля. Если человек использует свою волю для благих дел, то он сможет подняться до таких высот, что не только неодушевленные создания и животные останутся намного позади него, но иногда даже и ангелы.

Опять же, внутри человека находится «латифаи раббанийа» [способность чувствовать божественные истины] или по выражению имама аль-Газали «акли меад» - способность видеть за гранью обычного. Вместе с этим человеку дан "акли меаш" - чувство противоположное “акли меад”, которое побуждает его к мирскому и бренному.

4 отрицательных качества, которые есть в каждом из нас

4 отрицательных качества, которые есть в каждом из нас

В то же время в человеческую природу вложены такие негативные чувства как вожделение, гнев, жадность, упрямство и зависть. Важным является то, что человек должен использовать предоставленные ему способности: контролировать одни и развивать другие чувства.

Например, если человек будет развивать такие чувства как воля, ум и "латифаи раббанийа", которые считаются главными элементами совести, то он может вступить на путь совершенного человека. Человек достигший этих высот уже никогда не преклонит колен перед такими чувствами нафса как вожделение, хвала, слава, не будет совершать больших грехов, не будет уничтожать завистью свои благие деяния, не будет терять время проявляя свое упрямство в различных делах.

Если в рамках дозволенного [халяль], человек ради приумножения своего рода использует вожделение, то можно считать, что он руководствуется хадисом: "Женитесь, размножайтесь! Ибо я (в Судный день перед другими общинами) буду горд за ваше количество" - и получит похвалу в загробном мире.

Посланник Аллаха (мир ему) этим хадисом отмечает следующее: я горжусь приумножением своей общины, которая довольствуется наслаждениями и удовольствиями в рамках дозволенного. Таким образом, в результате этого подхода мы видим, что вожделение можно подчинить силе воли.

Отталкиваясь от этой проблемы, мы можем лучше осмыслить следующий хадис Пророка (мир ему): “У каждого из нас есть свой шайтан, и у меня тоже есть. Однако Всевышний помог мне одолеть его, и он принял Ислам. И теперь побуждает меня только к добру". Посланник Аллаха (мир ему) этими словами хотел сказать следующее: все мои плотские чувства и желания как еда, питье и интимная близость полностью подчинены моей воле.

10 путей проникновения шайтана в сердце верующего

10 путей проникновения шайтана в сердце верующего

Одно из худших чувств в человеке — это упрямство. Часто происходит так, что люди из-за своего необоснованного упрямства ссорятся и конфликтуют друг с другом, а иногда даже убивают друг друга. Человек взявший под контроль свое упрямство, чтобы не случилось, никогда не оставит правды и истины.

Авторитет, положение, слава, комфорт и самодовольство не смогут преградить путь такому человеку. А чувство упрямства, которое является вредной чертой характера и неотъемлемой частью нафса, можно “переформатировать” в стойкость к справедливости и преданность истине.

Если упрямство, которое является элементом нафса, повернуть в положительное русло, оно начинает служить во благо человека, приближая его к ангелам. Чувства человека, который постоянно занимается поклонением Всевышнему, со временем настолько облагораживаются и совершенствуются, что такой человек начинает воспринимать мир другими глазами. Сюда также входят изменения, которые происходят в сердце человека и другие милости Всевышнего.

Тех, кто постоянно и непоколебимо служит Исламу, Аллах осыпает своей милостью. Однако, кроме этих милостей и благодатей у Господа есть еще один дар: чтобы защитить человека от гордости и высокомерия, Он не всегда позволяет почувствовать Свою милость. Те, кто продолжают поклонение и борьбу с нафсом, не меняют своего направления, сохраняют свои позиции и стремятся занять новые, - удостаиваются больших милостей и благ Всевышнего.

Если у человека развились чувства, относящиеся к совести, то вожделение уже не будет оказывать на него особого влияния. Такой человек, в подобной ситуации, слушая свою совесть, и дабы не совершить запретного, закроет свои глаза и вспомнит следующий хадис-кудси: «Взгляд — это одна из отравленных стрел шайтана. Тот, кто из-за страха передо Мной, прекратит это, Я обращу это в иман и он почувствует в своем сердце глубокое наслаждение".

Согласно этому священному хадису, Всевышний, в сердце человека, которого отвернул свой взгляд от запретного, помещает такое наслаждение, которое заставляет его забыть обо всех влечениях.

5 путей к спасению: как уберечь себя от гнева Аллаха?

5 путей к спасению: как уберечь себя от гнева Аллаха?

Развитие совести в человеке — влечет за собой уменьшение влияния нафса. По мере развития совести, нафс будет постепенно лишаться своих инструментов давления. Такой человек уже при совершении малейшего греха будет спрашивать с себя, испытывать угрызения совести и чувствовать возложенную на себя ответственность.

Так как такие элементы чувств, как совесть и нафс в некотором смысле являются абстрактными значениями, человек может их почувствовать лишь при духовном развитии. А их развитие в том или ином направлении зависит от действий самого человека. По этой причине реальное понимание и развитие зависят от того, какие чувства, благодаря своим стараниям и усердию, человек сможет в себе улучшить.

Islam-today

Также по этой теме читайте:

Одно простое слово, которое защитит ваш дом от шайтана

Эти аяты Корана помогут вам победить шайтана

Где чаще всего встречаются джинны?

Комментарии

Яндекс.Метрика