• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Такой человек не является из благородных, предводителем на пути шайтана он является..."

Время чтения: 2 мин
1984

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 89. Разъяснение жизни злонравного человека

 

В чьем теле [заключен] дурной нрав,
Сущность того является разбойничьей.

Человечность состоит не в том, о человек,
Чтобы с дурным нравом обращаться с людьми.

Что бы сам ни делал, [на то] внимания не обращает,
Недостатки другого видит полностью.

Гору с помощью ухищрений делает подобной соломинке,
На пути людей силки расставляет и обманывает [их].

Сто тысяч горьких [слов] говорит непрерывно
Он от злонравия своего всем подряд.

Кто в отношении него хорошее замышляет,
Тому припасом путевым на его пути дурной нрав он делает.

Подобно свирепому псу, со всеми подряд
Денно и нощно враждует он – со стариками и молодыми.

Лицо украсил, словно рисунок или узор,
Говорит теперь, дескать, я тут главный.

Такой человек не является [одним] из мужей [благородных],
Предводителем на пути шайтана он является.

Оставь такого негодника и иди [дальше],
Насколько можешь, не будь с ним никогда.

Поскольку прогнали его с пути Божьего,
Все дела его [совершаются] коварством и лицемерием.

Если даже он умен и умел в ремеслах,
Поскольку злонравен он, в голове его безумие.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle