Сура Бакара: Аллах не наставляет на верный путь таких людей
أَجَعَلْتُمْ سِقَايَةَ الْحَاجِّ وَعِمَارَةَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ كَمَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَجَاهَدَ فِي سَبِيلِ اللّهِ لاَ يَسْتَوُونَ عِندَ اللّهِ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ (19)
«Разве поить паломников и ухаживать за мечетью аль-Харам – это равноценно (делам) тех, кто верит в Аллаха и в Судный день, и кто сражался на пути Аллаха?! Они не равны (по достоинству) перед Аллахом! И Аллах не наставляет (на верный путь) людей несправедливых (неверующих)» (Ат-Тауба, 19).
В риваяте, переданном от Нумана ибн Башира, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении трех человек, без упоминания их имен, которые в один из пятничных дней, находясь в Масджинун-Набави, начали громко спорить друг с другом, стоя возле минбара.
Читайте также: Человек из Рая по прозвищу «Кариул-Китаабайн»
Один из них сказал: «Для меня неважно, если после принятия ислама, у меня не будет никаких других благодеяний, за исключением ремонта и восстановления Масджидуль-Харам».
Второй из них сказал: «А для меня неважно, если после принятия ислама, у меня не будет никаких других благодеяний, за исключением обеспечения паломников водой».
Третий же из них сказал: «Противостояние на пути Аллаха выше и достойнее всего того, о чем вы говорили».
Это происходило в пятницу. Умар ибн Хаттаб услышавший их спор, сказал им: «Не повышайте ваши голоса возле минбара посланника Аллаха ﷺ. После (пятничного) намаза я зайду к посланнику Аллаха ﷺ и спрошу его о том, о чем вы спорите».
После завершения намаза он зашел к посланнику Аллаха ﷺ и спросил его по поводу спора этих людей. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Муслим, Имара, 111; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 4/269; Табери, Джамиуль-Байан, 10/67].
Хасан, Ша`би и Курази говорили без упоминания конкретного времени, что данный аят был ниспослан, когда Али, Аббас и Талха ибн Шейба стали хвастаться друг перед другом. Каждый из них упоминал перед другими о достоинствах, которыми он обладает.
Так, например, Талха говорил, что у него были ключи от Каабы; Аббас говорил, что обеспечивал водой паломников; а Али говорил, что он на шесть месяцев раньше остальных людей начал совершать намаз и участвовал в противостоянии на пути Аллаха, тем самым стараясь доказать свое превосходство. И это бахвальство друг перед другом стало причиной того, что Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 169].
В риваяте, переданном от Мухаммада ибн Ка`ба аль-Курази, говорится: «Однажды Талха ибн Шейба из рода Абдуддар, а так же Аббас ибн Абдульмутталиб и Али стали хвастаться друг перед другом. Талха сказал: «Я являюсь обладателем ключей от Каабы. Если захочу, то войду в Каабу и лягу там».
Аббас сказал: «А я исполнял обязанность по обеспечению паломников водой. Если я захочу, то могу войти в Масджидуль-Харам и заночевать там».
Али в свою очередь сказал: «Я не понимаю, о чем вы вообще говорите! Я на шесть месяцев раньше всех других людей стал совершать намаз, обратившись к кибле, я являюсь участником противостояния на пути Аллаха». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 10/68].
Автор: Islam Today