Сунна: к кому обращаться за советом?
Обращаться за советом к знающим людям является сунной. Ведь те, кто действует, советуясь с другими, не потерпят убытков, не погибнут и окажутся правы.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) часто советовался со своими сподвижниками. О предстоящем важном деле он выслушивал мнение не менее чем десяти знающих, мудрых, опытных, праведных людей. Или же десять раз советовался с одним человеком, обладающим всеми этими качествами.
Если человек не найдет никого, обладающего всеми этими качествами, то ему следует посоветоваться со своей женой или же с какой-либо другой женщиной из тех, разговаривать наедине с которой ему не запрещено. Пусть он посоветуется с ней, но сделает всё противоположное сказанному ею, ибо в этом заключается благо и баракат.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) соизволил сказать: «Советуйтесь с женщинами и делайте всё наоборот».
Повествуется, что однажды один житель Дамаска решил посоветоваться с женой, стоит ему прыгнуть с крыши дома или не следует прыгать. Жена сказала, что не надо прыгать с крыши. Он же решил сделать всё наоборот, прыгнул с крыши и сломал себе ногу. На следующее утро пришли люди Йазида, чтобы забрать этого человека на войну против достопочтенного Хусейна (да будет доволен им Аллах). Благодаря сломанной ноге, этот человек избежал участия в этой фитне.
Мусульманин не станет советоваться с жадным человеком о расходовании денег. Перед отправлением на войну не будет советоваться с трусливым человеком. Не станет просить наставлений у завистника. Люди, обладающие такими качествами, не заслуживают, чтобы с ними советовались.
Нет нужды советоваться по тем вопросам, по которым обладаешь достаточными знаниями, поскольку такие консультации могут принести больше вреда, чем пользы. К примеру, если человек, знающий об опасности дороги на Куфу, станет расспрашивать у других про эту дорогу, а тот человек скажет, что дорога не опасна, то, действуя согласно сказанному этим человеком, конечно же, он потерпит урон.
Перед тем, как испрашивать у кого-то совета, он совершит истихару. Иначе говоря, перед сном прочтет намаз в два ракаата и попросит Аллаха о благом исходе предстоящего дела. Или же бросит жребий о благоприятном или неблагоприятном исходе предстоящего дела. Он как следует изучит предстоящее дело, и если увидит его целесообразность, то приступит к нему. При этом он прислушается к своему сердцу. При наличии каких-то сомнений относительно этого дела он не станет торопиться, примет меры предосторожности и на забудет об уповании Всевышнему.
Надо всё делать основательно и с большим вниманием, во всем соблюдая меру, не допуская ничего чрезмерного. При наличии нескольких вариантов дела, надо выбирать тот, который легче в исполнении. Так защитит себя от возможных опасностей и неожиданностей. Также по этому поводу надо попросить у Аллаха добра и благополучия. Он помолится Всевышнему, чтобы дал возможность исполнять установления ислама в своих мыслях, словах и делах.
Ему следует искать защиты у Аллаха от возможного зла при неблагоприятном исходе начатого дела. Перед началом он произнесет «Бисмилляхир-рахманир-рахим», ведь «бисмилляхи» поможет в любом хорошем деле. Затем он скажет «Аузу билляхи минаш шайтани раджим». Эти слова помогают противостоять любой беде и искушению. Как следует завершив начатое дело, он скажет «Альхамдулилляхиллязи би ниматихи тетиммус-салихат».
Смысл: «Вся хвала Аллаху. Благодаря ему завершаются все хорошие дела». А тот, для кого дело закончится неудачно, скажет: «Альхамдулилляхи аля кулли халь».
То есть: «Восхвалим Аллаха за любое наше состояние». Надо успокаивать себя, думая, что неудача в этом деле может привести и к чему-то хорошему, поскольку Аллах выбирает наилучшее из дел.
Продолжение следует...
Из книги «Исламский путь»